ыук

Дух Святым устами Давида преподает в этом псалме образец молитвы от лица бедствующего. Идифум и Асаф – начальники певцов Давидовых, которым Давид и передал этот псалом, чтобы они попеременно с ликами своими воспевали его в честь и славу Божию. Пророк наставляет унывающих в искушениях обращать свой дух в созерцание чудесных дел Божиих, и этим укреплять свою веру и надежду на Бога (Августин, Иероним).

2 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.

Научает этим Пророк, что Бог близок к призывающим Его и не отстоит далеко от вопиющих (Афанасий, Евсевий).

3 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя.

Такая скорбь объяла душу мою, – говорит Давид, – что не только днем совершал я моления, но самое нощное время проводил я в молитвах и не прельщен бых: и не обманулся в надежде на Бога, ибо душу, погруженную в печаль, ничто не может так возвеселить, как памятование о Боге. Печаль человеческая, отвергающая всякое утешение, не уступающая никакой отраде, от одного памятования о Боге обращается в ничто (Афанасий, Пелусиот).

4 Помянух Бога и возвеселихся: поглумляхся, и малодушествоваше дух мой.

Для праведных радость – память о Боге. От памятования о Боге человек получает великую пользу. Поскольку и Бог, приемля молитвенную беседу, как любимый и как именуемый, и как на помощь взыскуемый – неизреченную подает радость молящейся душе; и душа, призывая Бога, в молитвенной беседе веселится о Господе. Поэтому, насколько можем, прославим Его Единого Святейшего. Когда же Пророк глумляхся, т.е. пользовался человеческим рассуждением, тогда впадал в легкомыслие. Давид показывает врачевство в тесных обстоятельствах – надежду на Бога. Ибо никто не исцелит тебя ни друг, ни сродник, ни советник, ни страждущий, ни рассказывающий о своих бедствиях... Утешение близко в устах твоих, в сердце твоем. Помянух Бога и возвеселихся – какое удобное врачевство! Какое величие дара! Нет ничего дивнее памяти Божией, которая исполняет всякого духовным веселием. Вспомни лишь только искренно Бога – и ты возрадуешься душою. Почему? – Потому что Он с тобою и в тебе. Помысли от всего сердца о Боге, о духах и душах умерших и живых людей – и они будут сразу присущи тебе, как существа мысленные: Бог всегда и необходимо, а другие – по дару и власти Божией. Для этого мы изображаем на себе часто крестное знамение, чтобы Святая Троица и Един от Троицы пострадавший, умерший и воскресший за нас, были постоянно и в мыслях, и в памяти, и в сердцах наших, и прославляемы были делами и всею жизнью нашею (Златоуст, Афанасий, Феодорит, Григорий Богослов, Иоанн Кронштадтский, Илиа).

5 Предваристе стражбы очи мои: смятохся, и не глаголах.

Жалость и сокрушение о грехах отнимают сон у кающегося и сетующего о своих прегрешениях. Всеми мерами надо стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для этого нужно всячески стараться удерживать гнев и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то по крайней мере нужно стараться удерживать язык: смятохся и не глаголах. Смущается душа у того, кто доверяет много себе и не желает высказывать своих помыслов (духовнику) (Феодорит, Серафим).

6 Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся:

Воспоминая прошедшие лета (сколько людей, городов и царств превратилось в ничто...), приводил я себе на память и ожидающую нас в безконечной жизни вечность, и какой по продолжительности настанет век будущий, которому не будет конца?.. (Димитрий).

7 Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой.

Наилучшее для размышления время есть ночное, в которое ни слух не увлекается, ни взор не отвлекается к чему-либо другому и не отвлекают ум от созерцания (Исихий).

8 Еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки;