ыук

62 И затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре.

63 Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша.

64 Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.

Девы их не осетованы, быша, потому что некому было попечалиться и пожалеть об умерших (Златоуст).

65 И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина.

66 И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им.

67 И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра:

68 И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби.

69 И созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век.

И избра колено Иудово ради Мессии; гору Сион возлюби ради храма, на ней построенного; святилищем называет иерусалимский храм, настолько сильный и славный, как силен и славен между зверями единорог (носорог) (Афанасий).

70 И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих.

71 От доилиц поят его, пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое.

Давид был даже не совершенный пастырь, а помощник пастыря, который обхаживал рождающихся овец. И этот пастух соделался для евреев учителем добрых нравов, преподав им то, чем в особенности сам отличался: кротостью и незлобием сердца (Афанасий, Феодорит).

72 И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.

Пророк явно говорит здесь о Христе; поистине в сердце Которого не было злобы, и разумом рук Своих Он упас, наставил и восстановил все погибшее человечество. Давид был отцом и образом Христа, почему и взят не от стада, но от стад овчих, потому что много стад у Христа человеческих, ангельских и других разумных и невидимых сил (Исихий, Златоуст).

Псалом Асафу, 78

Давид, по Божественному откровению свыше, возвещает свою пророческую скорбь о предстоящем разорении Иерусалима нечестивыми, что впоследствии и сбылось. Содержится в псалме и плачевный глас к Богу бедствуемой Православной Церкви (Афанасий, Иероним).

1 Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой.

Благодать Святаго Духа премудро вразумила начать так свою молитву терпящих жестокие бедствия. Пророк от лица благочестивых изображает не собственные свои страдания, но нечестивое поругание божественного храма, который ни в чем не согрешил против закона Божьего (Феодорит).

2 Положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным.

3 Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй.