ыук
Для каких же соседей просит Пророк многократного воздаяния, как не для демонов, которые стали соседями иудеев по их нечестию? Ибо о воздаянии людям божественный Давид не стал бы так молиться, зная, что Судия этого не допустит; как бы в таком случае он мог и петь Ему: Ты воздашь каждому по делам его? (Златоуст).
13 Мы же, людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою.
Верные, питающиеся Христом чрез участие в Таинствах, являются овцами пажити Его. Они то и исповедятся Ему во век, то есть возблагодарят Его за благодеяния (Златоуст).
1 В конец, о изменшихся,
свидение Асафу, псалом 79
Псалом, Давиду Духом Святым вдохновенный, поучает, какими словами должно умилостивлять Бога и преклонять Его к помилованию изменяющихся спасительным покаянием. Изложен псалом в виде молитвы, как бы самими иудеями Богу. Предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом (Златоуст, Феодорит).
2 Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Пасущий Израиля есть ни кто иной, как Иисус Христос, сказавший: Аз есмь Пастырь добрый (Ин. 10, 11). Израиль знаменует всех верных Христовых, устремляющих непрестанно ум свой к Богу. Иосиф – в целомудрии живущий. Херувим – множество разума и премудрости (Исихий).
3 Пред Ефремом и Beниамином и Манассием: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.
Обозначив несколькими коленами весь народ, Пророк просит Бога скорее придти во плоти и освободить нас от мысленных врагов (Златоуст, Феодорит).
4 Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Видеть Христа лицем к лицу – в этом заключается спасение наше; но не чисто божество просит увидеть, так как на это никто не в состоянии взирать (Златоуст).
5 Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих;
6 Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру.
7 Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны.
До тех пор Пророки питались хлебом слезным и питием, оплакивая род человеческий, пока Сам Христос не стал Хлебом и Чашей Жизни (Златоуст).
8 Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст).
9 Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и.
Писание часто в переносном смысле называет виноградом Израиля (Василий В.).
10 Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.