ыук

 11 Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста Твоя, и исполню я.

Сошедшее с Неба Бог Слово стало Хлебом жизни, и если кто, раскрыв уста, благоговейно принимает Его, то исполняется Богопознания. Покоряющемуся Ему – Бог обещает чувственные и духовные снеди. Повелевает расширить умственные уста души с чувством своей немощи для принятия благодати Божией. Уста душевные расширяются непрерывным размышлением о священных Писаниях и исполняются премудрости и божественных мыслей (Златоуст, Афанасий, Нил).

12 И не послушаша людие мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми.

13 И отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих.

14 Аще быша людие мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил.

15 Ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляюшыя их возложил бых руку Мою.

Господь обличает евреев за непослушание; ибо за непокорность и своеволие отнимается благодать и происходят великие наказания и бедствия. Предадим же себя всецело Господу, да и Его восприимем всецело, и соделаемся чрез Него богами. Ибо для того Он и человеком соделался, естеством Сый Бог и Владыка. Покоримся Ему вседушно, и Он немедленно будет отражать врагов наших (Афанасий, Феодорит, Максим).

16 Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век.

17 И напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их.

Пророк порицает иудеев за то, что получив столько благодеяний от Бога, они остались неблагодарными. Чувственным он обозначил духовное (Златоуст).

Псалом Асафу, 81

Богопросвещенный Пророк Давид излагает причины, по которым Бог отверг иудеев, научая и нас, что если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще худшему (Феодорит).

1 Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит.

Богами Пророк назвал здесь старейшин народа по причине начальственного и судебного их достоинства. Это есть величайшее доказательство любви Божией к нам, что Он – Творец, сообщил Свое название творению по благодати. Сам Он Бог – в исключительном смысле. Тех, которые говорят истину и избегают лжи – Бог удостаивает такой чести, что даже становится в их сонме (собрании); тех же, которые поступают недостойно полученной ими чести, судит посреде, т.е. пред лицом всей твари (Златоуст).

2 Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете;

Поскольку истинный Судия есть только Бог, то здесь земные судьи названы богами, как уподобляющиеся в этом Богу. Праведный Судия обличает здесь недостойных начальников, оказывающих лицеприятие нечестивым, как и Моисей заповедал в законе: не устыдишися лица человека, яко суд Божий есть (Втор. 1,17) (Феодорит).

3 Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте.

4 Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.

Тот, кто спасает бедного, получает честь и награду Пастыря, а кто причиняет вред и обиды – становится в ряд зверей. И ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим долгом защитить его, чтобы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим перед Богом (Златоуст, Василий В.).

5 Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли.

По причине умножающейся неправды жизнь наша полна смущения и волнений, и земля приводится в колебания непрерывными бедствиями. Неправедно начальствующие не познаша гнилости этой жизни и непостоянства человеческого счастья. Чего не уразумеша? Правды, а от этого во тьме ходят, т.е. живут в заблуждении (Феодорит).