ыук

6 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси.

Бог изобразил Себя в тебе, человек! Ты сделан как бы некоторым богом на земле. Каждый, исполненный благодати Святаго Духа, есть через это бог. Многомилостивый Господь благоволил обожить всех человеков, но мешает тому неверие и нерадение, заботы земные или нечестивая жизнь. Человек не может стяжать такого сыновнего дерзновения к Богу, если не будет прилежать безмолвию, усердствовать в молитве и переносить всякие скорби (Василий В., Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, авва Исаиа).

7 Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.

Человек осквернил и постоянно оскверняет в себе образ Божий своими житейскими страстями, пристрастием к миру, завистью и невоздержанием – и через это крайне прогневляет своего Творца и раздражает Его долготерпение, за что и упрекает нас Господь чрез Давида. Указывает также и на падшего диавола, как бывшего единым от князей среди ангелов (Афанасий, Евсевий, Дидим, Иоанн Кронштадтск.).

8 Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех.

Не о воскресении ли Христа взывает Давид, умоляя Его воскреснуть и судить землю, т.е. человека, воздавая каждому по его делам? Наследие Христово – верующие в Него и творящие волю Его (Златоуст, Феодорит).

1 Песнь псалма Асафу, 82

Справедливо божественный Давид назвал это повествование песнью и псалмом, так как соединил с пророчеством (которое по обычаю он называет псалмом) победную песнь против врагов. Содержится здесь пророчество о предстоящем гонении на иудеев, но наиболее же на верных Христовых в различные времена; особенно во времена антихриста (Златоуст, Августин).

2 Боже, кто уподобится Тебе; не премолчи ниже укроти, Боже.

Никто не может уподобиться Богу в непамятозлобии и терпении к неправдам. Пророк просит Бога не оставаться в молчании при несправедливых вражеских нашествиях (Афанасий).

3 Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидяшии Тя воздвигоша главу.

4 На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя.

Благодаря Божию долготерпению врази возгордились до того, что возшумеша, т.е. стали дерзкими. Кто враждует против людей Божиих и святых Его, тот поднимает войну против Того, чьи они рабы и братья. Всем сердцем прилепляйся только к одному Господу Богу, потому что все люди, исключая немногих, коварны; на земле везде видна суета и обман (Златоуст, Антоний В.).

5 Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому.