ыук

19 И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли.

А о тех грешниках, которые, утратив благочестие, не обращаются к Богу, Пророк так и говорит, что они постыдятся и посрамятся на Страшном суде и познают истинного Бога Христа Господа, но уже не вовремя (Златоуст).

1 В конец, о точилех, сыном

Кореовым, псалом 83

Псалом написан Давидом и передан сынам Кореовым, которые, подобно Асафу, были псалмопевцами и пели его под звуки псалтирей. Точилами именует Церкви, потому что в них духовный виноград приносит плод свой. Содержатся в псалме скорби, беды и страдания верных, Христа ради терпящих и кровь свою точащих; которые вседушно желают из этой плачевной юдоли переселиться в Церковь Небесную, юже водрузи Господь, а не человек (Евр. 8, 2) (Златоуст, Феодорит).

2 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил.

Каждое слово в псалме воспламеняет сердце божественною любовью; селения Божии (Церкви святые) называет возлюбленными; к ним-то и стремится всякая боголюбивая душа. Такие селения вожделенны для Господа, потому что Сам Он в них обитает; такие селения вожделенны и для нас, ибо чрез них мы освящаемся и соделываем себя Храмом Божиим: Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14). Подлинно блаженна и счастлива такая душа, которая уязвлена любовью к Нему и желает столь прекрасного мысленного и таинственного единения с Ним, по нетленному союзу общения во святыне (Златоуст, Феодорит, Макарий В.).

3 Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.

От чрезмерной любви сначала чувствует радость о Боге сердце, а потом уже плоть. Все это гадательно изображает веселие и утешение, подаваемое Духом Святым (Златоуст, Макарий В.).

4 Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.

Под образом птицы и горлицы Пророк подразумевает человеческие души, которые подобно птицам находят прибежище у олтарей Божиих, принимая Божественную и спасительную пищу. Господа сил назвал Пророк своим Царем и Богом, показывая, что общее благо можно считать и своим собственным (Златоуст, Феодорит, Афанасий).

5 Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя.

Блажени те христиане, которые живут в дому Христовом, так как здесь обитает Бог; и место это недоступно злобе. Надобно всегда думать, как ангели и святые угодники предстоят пред престолом Божиим, так и нам должно ту же мысль иметь о Боге (Златоуст, старец Феодор).

6 Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи.