ыук

Ублажает тех, у кого ум просвещен божественной благодатью и кто пользуется Божиим попечением, кто всегда дает место в себе благочестивым помыслам, которые назвал восхождениями, потому что по ним душа как бы восходит от земного к небесному. В нашей власти состоит полагать в сердцах или восхождение, то есть к Богу устремленные помыслы, или нисхождение, т.е. помыслы ниспадающие долу, к вещам плотским и земным. Только через долговременное упражнение и через неотступное пребывание в этом труде можно стяжать силу отражать внушения врага и пребывать в состоянии невозмутимости и внутреннего покоя. Ибо по роду наших дневных занятий рождаются и помыслы. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями (восхождениями) от славы в славу и преуспеяниями. По этой-то причине и на учеников нисходит Дух постепенно, соразмеряясь с силою приемлющих. Да и Сам Иисус возвещает им о Себе постепенно, как сам увидишь при внимательном чтении Евангелия (Афанасий, Феодорит, Кассиан, Григорий Богослов).

7 Во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй.

Блажен принявший благочестивые помыслы и совершающий молитвенное восхождение в сердце своем. Находясь в этой юдоли плача (настоящей жизни), в которой Адам в поте лица ел хлеб и Ева в печали родила детей, не только согрешающие, но и святые стенают. Итак, кто воспринял восхождения, не предается смеху и роскоши, но проливает слезы и с любовью проводит многотрудную жизнь, ожидая благословения законополагающего Бога (Феодорит).

8 Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.

От силы в силу есть восхождение подвизающихся от одной добродетели к другой. Усовершившийся в добродетели увидит Бога в Сионе (ибо Сион еще созерцание). Бог Богов есть Бог святых, исполненных благодати Святаго Духа и чрез это называющихся богами. Итак, верх блаженства – есть видение Бога, не так, каков Он в сущности есть, но насколько Он благоволит открыть Себя (Василий В., Златоуст).

9 Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль.

10 Защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице христа Твоего.

Давид умоляет Бога, чтобы Он сподоблял всегда собственного Своего попечения всякого верного человека, которого называет лицем Христа (Феодорит).

11 Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.

Так был достолюбезен храм Божий Пророку, что желал лучше быть в нем поверженным на помост и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих беззаконно. Всякое место и всякий дом, в сравнении с домом Божиим есть селение грешников, потому что, хотя там и бывают молитвы и моления, но неизбежно бывают также и раздоры, и ссоры, и брани, и совещания о житейских делах... Дела необходимы, но и они неизвинительны, когда призывает Бог, потому что все необходимое для нас ниже Бога. Сперва честь Богу, а потом забота о прочем... Церковь и все совершающееся в ней есть духовная баня, теплотою Духа очищающая всякую нечистоту (Феодорит, Златоуст).

12 Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст: Господь не лишит благих, ходящих незлобием.

Если хочешь получить милость, оказывай милосердие сам. Истинная милость тогда и бывает, когда оказывается виновным; милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили. Бог дает благодать Свою просящим у Него. Итак, прошу вас, взывайте к Нему день и ночь, чтобы Он и вам явил Свою благость, чтобы открыл, что благоугодно Его святой воле. Упражняющиеся в незлобии не лишатся благих дарований; но соразмерно воздержанию получат и венцы: ибо каждый по своему труду получит особенную награду (Златоуст, Антоний В., Исихий).

13 Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.

Блажен человек, который всякой надежде мира предпочитает надежду на Бога (Златоуст).