ыук

Как пророк, псалмопевец возвестил будущее, и как раб снова просит, чтобы явился людям Христос; ибо Его называет милостью Божией и спасением Божиим (Златоуст).

9 Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему.

Пророк, окончив молитву, в безмолвии ожидает ответа. И человеколюбивый Христос произносит определение мира покаявшимся и обратившим свой помысл к Богу. Кто со всем усердием хранит чистоту сердца, тот наставником в ней будет иметь Законоположителя ее, Христа, Который таинственно будет ему изрекать свою волю. Услышу, что речет о мне Господь Бог, – говорит Давид, указывая таинственно на это (Афанасий, Феодорит, Исихий).

10 Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу.

Пророк узнает от Бога, что Он готов спасти всех тех, которые возлюбят страх Божий и за это вселятся в славе Его (Афанасий).

11 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася.

Пророк указывает на единение божества и человечества, что они облобызастася. Ибо Бог Слово не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. Христос есть Истина (Ин. 14, 6). Правда и мир облобызастася ради Истины, воссиявшей миру от Приснодевы Марии (Златоуст, Афанасий).

12 Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче.

Истина воплотилась (от земли воссия) и Бог Слово стал истинным Человеком; Правда – Бог Отец с небесе приниче, на освященную Боговоплощением землю. После соединения истина и правда уже не разделяются, почему и Христос в Писании называется то Истиной, то Правдой. Итак, высшее небесное примирено с низшим и земным (Златоуст).

13 Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.

Давид предсказывает, что Господь Бог Отец даст людям Сына Своего, Который есть благость. Земля – Пресвятая Богородица, плод Ея – Христос. Так в образовании таинства Христа действовали и Бог и земля. Но божество идет впереди человечества. Когда Истина – Христос воссияет в земле (душе человеческой), тогда эта мысленная земля принесет Владыке духовный плод Свой (Златоуст, Афанасий).

14 Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя.

Это предсказание о спасении всего человечества. Ибо Христос, действуя по правде, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели для нас явным. Сам Он шествовал путем правды и стал для нас путем, как Сам и сказал: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6) (Феодорит).

КАФИСМА ДВЕНАДЦАТАЯ