Творения, том 2, книга 2

после землетрясения[1].

Хотя нам болезнь воспрепятствовала участвовать вместе с вами в духовном торжесгве, но вас не привела в расслабление тяжесть путешествия. Хотя вы пришли сюда с трудом, утомленные и совершенно облитые потом, но словесное учение и мою болезнь обратило в здоровье и ваш труд облегчило песнопением. Посему и я, сам страдая болезнью, не связываю языка своего молчанием, и вы, утомленные, не отказываетесь слушать; но как только явилось слово, труд удалился, и как только открылось учение, утомление обратилось в бегство. Болезнь и труд принадлежат телу, а учение есть дело и врачество души; но сколько душа выше тела, столько и дела ее предпочтительнее. Поэтому не только тогда, когда препятствует болезнь, но и когда встречалось множество и других препятствий, я не переставал быть в единении с вашей любовью, не отказался быть и сегодня на этом прекрасном празднике. Доселе мы были пригвождены к одру (болезни), но Бог не попустил нам совершенно истомиться от голода. В самом деле, как для вас голод – не слушать, так и для меня голод – не говорить. Так и мать часто, больная, соглашается лучше допустить, чтобы дитя кормилось ее грудью, нежели видеть его томящимся от голода; пусть же будет приведено в напряжение и мое (больное) тело. Кто не пролил бы охотно самую кровь свою за вас, мужей, пламенеющих таким благочестием, такой любовью к слушанию, и являющих такое раскаяние в краткое мгновение времени? Вы не знаете дня и ночи, но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями просвещая ночи; у вас ночи без сна, и власть сна превратилась, так как любовь ко Христу победила слабость естества. Вы освободились от условий телесного бытия человеческого, подражая силам (бесплотным), являя неусыпное бодрствование, постоянный пост, столь тяжелый труд путешествия, тяжелый труд по естеству, но отдохновение по произволению. Таков плод страха, такова прибыль от землетрясения, прибыль, никогда не утрачиваемая, прибыль, и бедных делающая богатыми, и богатых еще более обогащающая; она не знает бедности, не знает богатства. Случилось землетрясение, и удалило неравенства в жизни. Где теперь одевающиеся в шелковые одежды? Где золото? Все это исчезло, рассеялось легче паутины и оказалось мимолетнее цветов весенних. Но так как вашу душу я вижу приготовленной, то хочу предложить вам обильнейшую трапезу. Я вижу, что тела ваши утомлены, но душа цветет юностью. Обильны потоки вашего пота, но они очищают совесть. Если борцы проливают даже кровь свою за лавровые листья, которые сегодня даются, а завтра увядают, то гораздо более вам, вышедшим на поприще подвигов, должно не уклоняться от трудов добродетели и не ослабевать. Ваше собрание – венец для меня, и один слушатель из вас для меня равносилен целому городу. Некоторые наполняли чаши до верха, другие учреждали сатанинские пиршества, иные приготовляли обильную трапезу; а вы совершили такое всенощное бдение и очистили весь город шествием святых ног ваших, перемерив площадь шагами и сделав самый воздух святым. И воздух становится святым от песнопения, как вы слышали сегодня от Бога, сказавшего Моисею: "ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3:5). Вы освятили землю и площадь, сделали город для нас церковью. Как бурный поток, протекая и несясь с великой стремительностью, низвергает все, так точно и поток духовный, "река Божия, веселящая город Божий[2]" (Пс.45:5;64:10), наполнился водами и очистил грязь нечестия. Нет ни одного развратного, или – лучше – если есть какой-нибудь развратник, то он исправляется.

Без сомнения, и сами носящие в себе эти страсти стыдятся их: хотя они носят их, но уже мертвые. Вместо зимы для них служит наше песнопение. Достигает до слуха человека любостяжательного этот голос – и он, если не истребляет страсть, то умерщвляет эту страсть; достигает до слуха человека развратного и гордаго – и он, если не умерщвляет сладострастие и гордость, то скрывает это сладострастие и гордость. А немаловажное дело, если порок не заявляет о себе открыто. Говорил я и вчера, что велики плоды от землетрясения. Видите ли вы человеколюбие Господа, потрясающего город и утверждающего душу, колеблющего основания и укрепляющего помышления, показывающего непрочность города и делающего сильной волю? Обрати внимание на Его человеколюбие: Он поколебал недолго – и утвердил навсегда; землетрясение – на два дня, а благочестие должно остаться на все время; не надолго вы опечалились, а навсегда укоренились. Я хорошо знаю, что от страха Божия благочестие ваше получило корень; и если будет успокоение от бедствия, то плод останется. Уже не будет больше терний, подавляющих его, и сильный дождь не затопит его; хорошо возделал вас страх, послужив мне союзником в слове. Я замолчу, но основания говорят; я замолчу, но землетрясение, громче трубы, возвышает голос, говоря: "щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" (Пс.102:8); – я пришло не для того, чтобы погребсти вас под развалинами, но чтобы укрепить вас. Так говорит землетрясение и восклицает: я устрашило вас, но не для того, чтобы огорчить, а чтобы сделать вас более внимательными к себе. Слушайте со вниманием эти слова: так как беседа становилась бессильной, то возгласило наказание; так как учение ослабевало, то прибыл на помощь страх. Это сказать вам кратко пришел я, и делаю свое дело: когда приведу вас в сокрушение, тогда и преподам вам учение, дабы это учение не было бессильно; нашедши камни и произрасшее терние, я очищаю ниву, чтобы потом бросать семена учения щедрой рукой. Потерпели ли вы какой-нибудь вред, опечалившись на краткое время? Вы сделались из людей ангелами, переселились на небо, – не по месту, но по нравам. А что я не льщу вам, говоря это, свидетельствуют дела. Чего не достает у вас для покаяния? Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти, насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в священном бдении с великой любовью и возвышенным настроением души. Никто не вспоминает о прибылях, никто не говорит о любостяжании, и не только руки чисты от грехов, но и язык свободен от беззакония и злословия; никто не оскорбляет ближнего, никто не идет на сатанинские пиршества; домы чисты, площадь омыта от нечистот, наступает вечер, и нигде сонмы юношей не поют театральных песней. Собираются сонмы, но не для разврата, а для добрых дел; и на площади можно слышать песнопения, и в домах сидят, одни воспевая псалмы, а другие – священные гимны; наступает ночь, и все идут в церковь, эту безмятежную пристань, тихое прибежище, свободное от волн. Я думал, что после первого и второго дня бессонница изнурит ваши тела; но теперь, чем более продолжается бдение без сна, тем более усиливается ваше усердие. Поющие у вас утомились, а вы оказываете юношескую бодрость; поющие у вас обессилили, а вы еще более укрепились. Где теперь, скажи мне, богатые? Пусть они узнают любомудрие бедных. Они спят, а бедные на земле не спят, но преклоняют колена, подражая Павлу и Силе (Деян.16:25). Те пели и поколебали темницу, а вы поете и привели в недвижимое состояние колеблемый город. Окончания действий противоположны, но то и другое – для славы Божией. Он (Павел) поколебал темницу, чтобы потрясти душу неверных, чтобы разрешить темничного стража, чтобы возвестить слово Божие; вы же привели город в недвижимое состояние, чтобы прекратить гнев Божий; и то и это устроено различным образом, но я радуюсь, – не тому, что пришел в недвижимое состояние город, но тому, что он приобрел эту неподвижность при помощи ваших молитв, что ваши песнопения послужили для него основаниями. Свыше гнев, а снизу ваш голос; свыше нисходящий гнев удержан голосом, восходящим снизу. Отверзлись небеса, и произнесен был приговор, – изощренный меч; город должен был сравняться с поверхностью земли от неизбежного гнева. И ничего нам не потребовалось, кроме покаяния, кроме слез и стенаний, и все было прекращено; Бог изрек приговор, а мы прекратили гнев Его. Не погрешил бы тот, кто назвал бы вас защитниками и спасителями города. Где начальники? Где великие хранители? Поистине вы – и крепость, и стена, и охрана города. Те своим нечестием расшатали город, а вы своей добродетелью укрепили город. Если бы кто-нибудь спросил, отчего поколебался город, то, хотя бы никто не отвечал, несомненно, что это – за грехи, за корыстолюбие, за несправедливость, за беззаконие, за гордость, за похоти, за ложь. Кого же? Богатых. Также, если бы кто-нибудь спросил, отчего опять получил свою неподвижность, то несомненно, что это – за песнопения, за молитвы, за всенощные бдения. А это кого? Бедных. Поколебать город – их дело, а возвратить ему неподвижность – ваше, так что вы стали его спасителями и защитниками. Но здесь мы окончим слово, продолжая всенощные бдения и песнопения и воссылая славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] Беседа произнесена, нужно думать, в Антиохии, которая часто подвергалась землетрясениям, особенно во время Златоуста. Когда случилось упоминаемое в беседе землетрясение, Златоуст лежал больной на постели; но, пылая ревностью учительства, он встал с одра болезни и произнес эту беседу в одной из загородных церквей. Год произнесения неизвестен.

[2] Здесть святитель объединяет два изречения из Псалтири: Пс.45:5 "речной поток веселит город Божий" и 64:10 "река Божия наполнилась воды" – ред.

БЕСЕДА

о предательстве Иуды[1].

Ныне Дафна[2] приятна и боголюбезна не потому только, что она источает прозрачнейшие потоки и питает прекраснейшие древесные ветви, но и потому, что заключает в себе необыкновенное растение – крест; ныне здесь поистине источник целомудрия, страшный для пифийского демона. Уже не для ног людей нечестивых расстилает она свою равнину, но для вас, благочестивых, предлагает свою рощу, подобие того вожделенного места, того сада, в котором совершилось дерзкое предательство Спасителя и насаждено было дело нашего спасения. Но я не знаю, о чем мне говорить при настоящем торжестве: торжество воздвигает язык мой обвинять Иуду, а человеколюбие Спасителя обращает уста мои к себе. И я объят и тем и другим: и иенавистью к предателю, и любовью к Господу; но любовь, будучи больше и сильнее, превозмогает ненависть. Посему, оставив предателя, прославлю Благодетеля, прославлю не столько, сколько Он достоин того, но сколько я могу. Как Он преклонил небеса и сошел на землю? Как наполняющий собой весь мир пришел ко мне, сделавшись ради меня подобным мне? Как Он избрал в ученики свои того, о котором знал, что будет Его предателем, и повелел врагу следовать за Собою, как другу? Как Он не смущался предательством, а заботился о спасении предателя? "Когда же настал вечер", говорит евангелист, Иисус "возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня" (Мф.26:20-21). Он предсказал о предательстве, чтобы предотвратить это беззаконие; но в предсказании не указал на лицо предателя, дабы не огласить беззакония ученика, которое еще не было известно совозлежащим. Видел ли кто такое человеколюбие Господа? Он и предается и любит предателя. Кто, испытывая презрение, милует презирающего? Кто, подвергаясь продаже, делает злого продавца участником своей трапезы? Кто щадит строящего козни? И ядущым им рече: аминь глаголю вам, яко един от вас предаст мя. Как человек, Он вкушал пищу, а как Бог, возвещал будущее; свойственное моему естеству Он делает ради меня. Когда же все ученики были поражены этими словами, и строго испытывали свою совесть, и время вечери обратилось у них во время скорби, когда каждый из них говорил: "не я ли, Господи?" (ст.22), желая таким вопросом устранить от себя дурное подозрение, тогда Спаситель, врачуя души неблаговременно пораженных, ответом Своим открывает того, который дотоле был неизвестен. "Опустивший со Мною", говорит Он, "руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться" (ст.23,24). Он жалеет того, кто не хотел жалеть себя самого; щадит того, кто не щадил собственной души своей; не хотел обнажать того, который давно уже обнажил себя, дабы и ему дать время для покаяния, и других учеников избавить от скорби; но от всего этого предатель нисколько не сделался лучше.

Но он ничего такого не сказал и не подумал, а дерзким вопросом обнаружил бесстыдство души своей, сказав: "не я ли, Равви?" (ст. 25). О, бесстыдный язык! О, бесчувственная душа! Как бы не зная, он спрашивает о том, что сам замышляет, и думает укрыться от недремлющего ока. В душе он носил коварство, а языком произносил слово неведения; в уме совершал предательство, а устами, как он думал, прикрывал свой грех; употреблял такие же выражения, как и прочие ученики, а одинакового с ними нрава не имел; будучи волком по душе, говорил голосом овец. Что же ему Спаситель? "Ты сказал", отвечал Он. Великодушным ответом Он вполне разоблачил лицедейство нечестиваго. Христос мог бы сказать ему: что говоришь ты, бесстыдный и лукавый? Что говоришь ты, раб денег и истинный сообщник диавола? Ты дерзаешь притворяться незнающим? Ты дерзаешь скрывать то, что не может быть сокрыто? Разве Я не присутствовал Божеством при твоем злодеянии? Разве Я не видел оком Божества, как ты приходил к первосвященникам? Разве Я и отсутствуя не слышал, как ты говорил: "очто вы дадите мне, и я вам предам Его" (Мф.26:15)? Разве Я не знаю, за сколько ты продал Меня? Что же? И после обличения ты остаешься столь бесстыдным? Для чего ты стараешься утаить то, что намереваешься сделать? Предо Мной все открыто. Так мог бы отвечать Христос, но Он не отвечал так, а просто, незлобиво и кротко сказал: ты рекл еси, научая нас поступать таким же образом с нашими врагами. Однако и после такого обращения Иуда остался больным, не по небрежности врача, а по нерадению самого больного. Первый доставил все средства к спасению, а последний не хотел принять их, но, предавшись одному сребролюбию, полюбил больше золото, нежели Христа; и остался предан и верен подкупившим его. Иуда, подошедши, сказал Христу: "радуйся, Равви! И поцеловал Его" (Мф.26:49). Необычен этот способ предательства, совершаемый посредством лобзания и приветствия. "Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?" (ст.50). Для чего ты повелеваешь Мне радоваться, намереваясь огорчить Меня? Для чего ты льстишь словом, уязвляя делом? Для чего называешь Меня учителем, перестав быть учеником? Для чего злоупотребляешь правами любви? Для чего делаешь знак мира знаком предательства? Кому ты подражаешь в этом деле? Видел ли ты, чтобы так лобызала недавно ноги мои блудница? Видел ли, чтобы так преклонял колена предо Мной сотник? Видел ли, чтобы бесы так повергались предо Мной? Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его; "друг, для чего ты пришел?" Исполняй гнусные условия, которыя ты заключил с фарисеями; скрепи документ продажи; подпишись под тем, что написано с твоих слов; предай Того, Кто сам желает быть предан; кроме ковчежца приобрети еще кошелек неправды; уступи место разбойнику, имеющему за свое исповедание получить то звание, которого ты лишил себя предательством. "Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его" (Мф.26:50). И исполнилось пророческое изречение: "окружили меня, как пчелы сот, разгорелись[3], как огонь в терниях" (Пс.117:12); и еще: "множество псов окружили меня, тельцы тучные обступили меня" (Пс.21:17,13). О, незлобие, свойственное только одному Господу! На небе херувимы и серафимы, не дерзая взирать на чрезмерную Его славу, закрывают лица свои крылами, как бы руками; а на земле, когда руки беззаконных держали плоть Его, Он терпел. Видите ли, сколь долготерпеливого и человеколюбивого Владыки вы сделались рабами? Будьте же и вы к врагам своим, к подобным вам рабам, такими, каким, видите вы, был Господь к врагам Своим. И вы будете созваны на духовную вечерю; и вы будете совозлежать вместе с Владыкой: да не окажется же между вами кто-нибудь Иудой по нраву; все приступите в тишине и с миром; все прибегнем к Спасителю с чистой совестью. Он есть пост и пиршество верных, Он – питатель и пища, Он – пастырь и агнец. Ему слава во веки веков. Аминь.

[1] Беседа приписывается Златоусту. О времени произнесения нет сведений.

[2] Предместие Антиохии.

[3] Перев. проф.Юнгерова. В синод. пер. "угасли" – ред.

Творения

св. ИОАННА ЗЛАТОУСТА,