Creations, Volume 3, Book 1

3. Похвала Максиму,

и о том, каких должно брать жен.

Похвала Максиму, сотоварищу св. Иоанна Златоуста. - Раскаяние есть отчасти оправдание. - Вступление в предмет: рассуждение вызываемое браком. - Законы брака написаны у ап. Павла. - О любви, которую должно иметь к своей супруге. - Терпение есть обязанность мужа. - Сравнение между Евой и церковью. - Жену должно предпочитать своим родителям. - Назначение жены: она должна быть помощницей своего мужа. - Против браков по расчету. - Цель установления брака. - Пример, извлекаемый из женитьбы Исаака. - Объяснение этого рассказа Св. Писания: Авраам - как пример для родителей, Ревекка - как пример для девиц и молодых женщин. - Увещание к родителям и молодым людям, намеревающимся вступить в брак.

XII. БЕСЕДА

на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1).

Почему ап. Павел ссылается на ветхий, а не на новый завет, чтобы устрашить грешников наказаниями, которым они подлежат. - Почему проповеди могут быть подтверждаемы примерами, заимствованными из прошлого. - Бог ветхого завета и Бог нового завета есть один и тот же Бог. - Опровержение Маркиона и Манихея. - Переход через Чермное море, как прообразование крещения. - Чем прообразование отличается от истины. - Прообразование священной трапезы в ветхом законе. - Ересь Павла Самосатского. - Соотношение между жизнью иудеев в пустыни и тем, что теперь происходит в церкви. - Заключение и увещание.

XIII. БЕСЕДА

на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19).

Слово "надлежит" не должно понимать в этом тексте в смысле какой-нибудь необходимости; но это просто предсказание, делаемое апостолом. Греческое слово iva в тексте указывает не на причину, а на самое событие. - В этом месте ап. Павел говорит не об ересях в собственном смысле этого слова, а о разномыслиях, которые под влиянием гордости происходили между богатыми и бедными в Коринфе. - Описание христианской вечери любви в первые времена церкви. - Ап. Павел укоряет богатых сильно в то же время мягко. - Продолжение толкования текста. - Заключение. - Увещание.

XIV. БЕСЕДА о милостыни,

произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения.

Эта беседа была произнесена, несомненно, в Антиохии, как видно из самого ее содержания; но неизвестно, в котором году. Она представляет собою простое возвышенное и назидательное объяснение четырех первых стихов 16 главы 1-го послания к Коринфянам. Проповедник трогательно показывает в ней, какова была ревность ап. Павла в деле совершения милостыни и делает увещания к ней; какова была его мудрость и каково благородство его чувств; в ней Проповедник увещевает верных, по примеру этого апостола, давать деньги на облегчение положения бедных и вообще помогать недостаточным в их нуждах, не исследуя старательно достоинства самой личности. - Вступление в эту беседу замечательно: оно исполнено внушительного достоинства и в то же время дышит нежною любовью к бедным. Св. Иоанн Златоуст выставляет себя как бы уполномоченным по отношению к богатым со стороны бедных, которых он видел распростертыми на земле в суровое время года; он возбуждает в богатых людях сострадание зрелищем бедствий, которых он был свидетелем.

XV. БЕСЕДА

на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне.