«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Желая хотя бы немного приблизить тайну Пресвятой Троицы к нашим земным понятиям, непостижимое к постижимому, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы.

У Отцов Церкви мы находим такие сравнения:

а) Дух Святой подобен реке, текущей из источника (Отец), переходящий в ручей (Сын).

б) Дух Святой - плод, выросший на дереве (Сын), корни которого - Отец.58

Св.Кирилл, учитель славян, учил: Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца - свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный.59

Если от сравнений, предлагаемых нам бездушной природой, перейдем к сравнению с человеческой природой, то нам станет легче понять, как единство сочетается с троичностью.

Память, ум и воля составляют так называемую "духовную триаду", доступную личному опыту каждого из нас. Их единство не подлежит сомнению: они присущи одной личности. Но проявления их различны: вспоминает наша память, познает ум и проявляет желание воля.

Ту же тайну Пресвятой Троицы Н.В.Гоголь пытается выразить так: "Бог весь - одна любовь, содержащая в своей Троице и любящего и любимого; и самое действие любви, которой любящий любит любимого: любящий - Бог Отец, любимый - Бог Сын, и сама любовь, их связывающая, - Бог Дух Святой".60

Св.Августин говорит: Ты видишь Троицу, если видишь любовь. Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т.е. любовью, чем нашим слабым умом.61

Для пояснения этой великой тайны укажем на мир, который, являясь творением Божиим, вещает нам и о непостижимой тайне троического единства Творца.

Печать сей тайны лежит глубоко в природе всех сотворенных вещей. Троическое единство, как основная мысль, проведена во всех произведенных премудростях Творца, в Троице прославляемого. Например: речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они); время имеет: прошлое, настоящее и будущее; состояние материи: твердое, жидкое и газообразное; все разнообразие цвета в мире слагается из трех основных цветов: красного, синего и желтого; человек проявляет себя через: мысль, слово и действие; действие, в свою очередь, имеет: начало, середину и конец; сам человек есть триединство - из тела, души и духа, спасение нашей души слагается из трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви и т.д.

Христиане познали тайну Бога в Трех Лицах. Это не может не повлиять на их отношение к каждому их этих Лиц, не повлиять на всю их жизнь.

Бог-Отец - первое Лицо Пресвятой Троицы. Как нам важно знать, что Бог прежде всего Отец! По своей близости и человеколюбию Он захотел усыновить человека. Он дал ему неслыханное преимущество, благодаря которому человек после смерти становится членом Его семьи и живет жизнью самого Бога.