«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
В начале сотворил Бог небо и землю. Величественно стоит, возвышаясь независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга гипотез о начале и развитии мирового порядка, начертанное на первой странице Библии богодохновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно дано при помощи самого элементарного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был вовсе лишен отвлеченных понятий, так нужных для выражения истин религиозных. Но от этой элементарности оно не теряет своего вечного значения.
Прямой целью боговидца Моисея было — чрез сказание о творении — внушить своему народу, а чрез него и всему человечеству, основные истины о Боге, о мире и о человеке.
Главная истина— о Боге, как Едином Духовном Существе, независимом от мира. Первые слова книги Бытия: В начале сотворил Бог— внушают, что Бог есть единственное вневременное, вечное, самобытное Бытие, Источник всякого бытия, Дух Премирный, так как Он существовал и прежде создания мира, Бытие внепространственное, не связанное и с небом, так как небо создано вместе с землей. Бог Един. Бог есть Личное Разумное Существо.
«Люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи. Но Бог, собственно, и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала»,65— святитель Ириней Лионский.
«Представлять, что Бог сформировал мир из готового вещества,— это значило бы приравнивать его творчество к человеческому искусству, которое всегда нуждается в каком-либо веществе (как, например, гончар нуждается в глине, строитель — в кирпиче и камне, плотник — в дереве, ткач — в шерсти, кожевник — в коже, живописец — в краске и т. п.), и не понимать разницы между человеком и Богом, не понимать того, что невозможно образу иметь все то, что имеет Первообраз»,66— блаженный Феофилакт.
Из данной Моисеем величественной схемы происхождения мира следует также ряд прямых выводов о мире, а именно:
1) о том, как возник мир:
а) мир не существует вечно, а появился во времени;
б) не сам собой образовался, а обязан воле Божией;
в) явился не в один миг, а создавался в последовательности от простейшего к более сложному;
г) сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию;
д) сотворен Словом Божиим с участием Животворящего Духа;
2) о том, какова природа мира: