«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Приложение 3. Исторические свидетельства об истинности существования на Земле, Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа 152

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КАТЕХИЗИСУ 154

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 155

ВВЕДЕНИЕ

Предварительные понятия

Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катихизиса» имеет целью – изучить главные несущие конструкции и соединительные узлы этого здания. Понять основные принципы его устройства и таким образом получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания. Слово «Катихизис» происходит от греческого глагола ???????, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

«Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (?????????) (Лк. 1,4) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (?? ???????????) в начатках пути Господня…» (Деян. 18,25)

Первоначально «катихизисом» называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, «катихизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

Таким образом, катихизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных - на основании Священного Писания и Священного Предания, т.е. на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Катихизис, изучаемый нами, православными, носит название православного катихизиса1. Слово Православный, прибавляемое к нашему катихизису, показывает превосходство его пред всеми другими изложениями веры - катихизическими.

В православной церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании - которое раскрыто и уяснено святыми отцами церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности. По определению «Пространного Христианского Катихизиса»:

«Православный Катихизис есть наставление в православной Вере Христианской, преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души».

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.