«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

б) единство таинств и богослужения;

в) единство иерархического преемства епископата;

г) единство церковного устройства, единство церковных канонов.148

Хотя Православная Церковь не имеет единого видимого главы, существование многих Поместных Православных Церквей не противоречит учению о единстве Церкви, поскольку «это…суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого Тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати».149

Отдельное существование православных Церквей, например, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, Константинопольской, Российской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. На них нужно смотреть как на части одной Вселенской Церкви Христовой. Отдельность видимого устройства их не препятствует им в духовном отношении быть великими членами одного тела - Церкви Вселенской, иметь одну главу - Христа, и один дух веры и благодати. Единство это выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах.150

В настоящее время осуществляют братские взаимосвязи (экуменические отношения) с Римо-Католической Церковью, Древними Восточными (нехалкидонскими) Церквями, Англиканским коммунионом (т.е. содружеством Англиканских Церквей), Старокатолическим Союзом, евангелическо-лютеранской, реформатской, методистской, баптистской, другими конфессиональными семьями. При этом Православная Церковь ставит задачей восстановление единства разделенного христианства на основе вероучения и церковного строя Древней неразделенной Церкви и на пути к этой святой цели осуществляет сотрудничество с инославными Церквями и религиозными объединениями в деятельности по утолению нужд современного страждущего рода человеческого.

Равным образом и между Церквями земной и небесной существует единство и взаимное общение. Глава той и другой Церкви есть один Господь Иисус Христос. Цель существования обеих Церквей также одна, именно - вечное блаженство в союзе с Богом. Общение между Церквями земной и небесной выражается особенно в молитве. Верующие, живущие на земле, из которых состоит Церковь земная, в своих молитвах обращаются к Святым, принадлежащим к Церкви небесной, как своим ходатаям перед Богом. Святые, принимая их молитвы, очищают их и возносят к Богу, присоединяя вместе и свое ходатайство за них перед Богом.151

Почитание Святых, по учению православной Церкви, состоит в призывании их в молитвах и поклонении святым мощам и иконам их. При этом православная Церковь почитает Святых только как близких к Богу ходатаев, угодивших Ему своими подвигами веры и благочестия и удостоившихся прославления от Самого Бога. Почитая их подвиги, она прославляет в них благодать Божию, при которой они совершили их, так что всякая честь, воздаваемая Святым, относится к Самому Богу.

Свящ. Писание неоднократно говорит о необходимости почитания святых и вменяет нам в обязанность:

а) чтить память святых: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10,7);

б) подражать примеру их жизни: «Поминайте наставников ваших…, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7);

в) прославлять святых угодников Божиих: «…отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1,48).

При этом воздаяние людям Божиим подобающей им чести вознаграждается от Господа: «кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка» (Мф. 10,41).

Кроме того, почитание святых в Православной Церкви носит характер поклонения, которое выражается в сооружении храмов в честь святых, возжжении светильников и каждении перед их изображениями, целовании изображений, преклонении перед ними колен.