«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Термин "кафолическая" с самого начала (уже в первые десятилетия П-го века) был скорее определением качества; а не количества, то есть подразумевалась полнота природы Церкви. Ведь еще до того, как Церковь распространилась на весь мир, она уже называлась кафолической. Первоначальная апостольская Церковь в Иерусалиме, ранние городские церкви в Антиохии, Ефесе, Коринфе или Риме были кафолическими, как и каждая православная церковь сегодня, ибо в них присутствовало все основное, что составляет сущность подлинной Церкви Христовой. Бог полно и совершенно являет Себя через Христа и Святого Духа в каждой Церкви, в каждой местной общине христиан, верных апостольскому учению, иерархии и таинствам.

Итак, "соборность" означает, во-первых, всемирность, универсальность и, во-вторых, целостность и полноту. Церковь - вселенская, универсальная потому, что Христос и Его учение обращены не к какому-либо одному народу, и не к какой-нибудь одной эпохе или культуре, а ко всем эпохам. Мы это часто забываем, сужаем Церковь и христианство до своего народа, делаем из нее что-то узкое, провинциальное, частичное.

Апостол Павел говорит: "В Церкви Христовой нет ни Еллина (т.е. язычника), ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара (т.е. иноплеменника), Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3, II). И еще: "Благовествование (т.е. проповедь о вере Христовой) пребывает во всем мире и приносит плод и возрастает" (Кол. 1,5,6).

Сам Христос говорит: "Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари..." И на это веками отвечает Церковь: "Вся земля да поклонится Тебе".

И это так потому, что учение Христа целостное, и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни.

Единое Тело Христово, Церковь, есть в то же время множественность лиц. Понятие единства во множественности и множественности в единстве, что уподобляет тайну Церкви тайне Св.Троицы, в Которой единство природы сочетается с троичностью Ипостасей.

Соборность Церкви есть данная ей Духом Истины через святых апостолов Божественная спасительная истина, все в своем единстве Божественное Откровение.

Наличие в Церкви Богооткровенной истины - вот критерий соборности Церкви. Соборная - полная, законченная, не нуждающаяся в дополнении.

Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви Божией есть только в исторической православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом.

Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Согласно ап.Павлу, благовествование «пребывает…во всем мире» (Кол. 1,5-6).

Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» (Мф.28,20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «во век» (Ин. 13,16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1 Кор. 11,26).

Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом. Спаситель заповедал апостолам учить и крестить «все народы» (Мф. 28,19).

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов».156

Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. «Пространный Катихизис» фактически отождествляет понятия «кафоличности» и «вселенскости», которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть «следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть ни что иное, как ее внешнее материальное выражение».157