«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, соборность Церкви выражается в том, что каждый человек в любом месте и во всякое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения.

Такое понимание соборности как качественной характеристики Церкви отчасти присутствует и в «Пространном Катихизисе», где говорится, что Кафолическая Церковь имеет то важное преимущество, «что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во все роды века, что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение».161

И, наконец, исповедуем мы Церковь апостольской. Слово "апостол" означает по-гречески "посланец". Апостоличность Церкви - свойство, указывающее на посланничество Церкви в мир с целью освящения человека, спасения, соединения его с Богом.

Иисус Христос и Святой Дух были посланы Отцом в мир, это не только множество раз повторялось в Писаниях, но и Сам Христос был прямо назван: "Посланником (т.е. Апостолом) исповедания нашего" (Евр. 3, 1). И как Бог послал Его, так и Христос избрал и послал Своих апостолов. "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Приимите Духа Святого" (Ин. 20, 21-22) - говорит воскресший Христос ученикам Своим. И апостолы шли в мир, делаясь "фундаментом" Христианской Церкви.

Им передавал Господь всю полноту Своей власти в Церкви. Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем и облеченные Духом Святым в день Пятидесятницы, апостолы явились тем основанием, на котором зиждется Св. Церковь.

Апостолы, избранные Самим Господом, во-первых, передали нам новозаветные Писания - основание всякой истинно-христианской жизни; во-вторых, они основали многие Поместные Церкви с церковной иерархией, которой они передали благодатные дары Святого Духа и преемникам коих до наших дней являются пастыри Церкви.

Господь Иисус Христос Сам и Духом Святым наставляет церковных пастырей в таинстве священства.

Церковная иерархия существует в Церкви по Божественному установлению, она необходима для самого бытия Церкви.

В-третьих, своею жизнью апостолы оставили нам пример святости и ревности, которые христианин должен иметь, распространяя Евангелие по всему миру.

Истинная Церковь, Церковь Православная, есть Церковь Апостольская, так как все, что она имеет: Священное Писание, Священное Предание и ее благодатная жизнь - все это она получила от Христа через апостолов.

Итак, Церковь называется Апостольской: во-первых, потому что она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных от Бога, и на апостолах, посланных Христом и исполненных Святого Духа; во-вторых, потому что сама Церковь, в ее земных членах, послана Богом, чтобы свидетельствовать о Его Царстве, хранить Его слово и исполнять Его волю и дела в этом мире. Исповедуя нашу принадлежность к Апостольской Церкви, мы обязуемся продолжать миссию апостолов. Долг апостольства, или миссионерства, лежит на каждом члене Церкви, в какой бы среде он не находился, но в особенности на иерархии.

Будучи Сам посланным в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего Церковь называется апостольской по цели своего бытия.

Церковь утверждена «на основании Апостолов» (Еф.2,20). Апостолы являются основаниями Церкви в хронологическом смысле – они стояли у истоков ее исторического бытия. Они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили начала ее канонической структуры, поставили первых епископов. Эта есть внешняя, историческая сторона апостольства Церкви.

Для исполнения своего апостольского назначения Церковь и по самому своему существу всегда должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно охраняться в ней до скончания века.