«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Поэтому, когда апостолы называют себя «домостроителями таин Божиих», говоря: каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор.4,1), - то они имеют в виду разные виды своего служения и строительства, как-то: а) призывную проповедь, б) крещение уверовавших, в) низведение Духа Святого через руковозложение, г) укрепление единения верующих со Христом через Таинство Евхаристии, д) дальнейшее углубление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор.2,6-7). Таким образом, деятельность апостолов была полна элементов таинственных. Но среди них центральное или завершительное место имели священнодействия. Вполне естественно поэтому, что в жизни Церкви ряд особенных, наиболее важных моментов благодатного строительства, ряд священнодействий, постепенно получил преимущественное наименование «таинств». Святой Игнатий Богоносец, непосредственный ученик апостолов, пишет о дьяконах, что они также суть «служители таин Иисуса Христа» («Послание к Траллианам», п.2).

Священнодействия, называемые «таинствами», как бы высоты в длинной цепи холмов, в цепи остальных богослужебных чинов и молитвословий.

В таинствах молитвы соединены с благословениями в той или иной форме, с особыми действиями. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, как бы духовные сосуды, коими почерпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа.

Таким образом, таинство есть священное действие, которое под видимой стороной сообщает душе верующего невидимую благодать Божию.165

Слово "таинство" означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства - это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. Само слово "таинство" указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем.

Благодать Святого Духа - это особая сила Божия, необходимая для спасения человека.

Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Благодать Святого Духа и производит в нем веру, что воспринимаемое слово есть действительно Слово Божие, а не человеческое. Так обретается путь к Богу, к добру и истине, ко спасению и вечной блаженной жизни.

Каждое Таинство сообщает верующему определенный дар благодати. По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Всех таинств признается в Православной Церкви семь:

1. Крещение 2. Миропомазание 3. Причащение 4. Покаяние 5. Священство 6. Брак 7. Елеосвящение.

Каждое таинство имеет внешнюю и внутреннюю стороны.

Внешнюю сторону составляют: во 1-х, вещество, употребляемое в таинстве; во 2-х, слова, произносимые при совершении его, и в 3-х, главные действия', внутреннюю составляет благодать Божия, сообщаемая чрез таинства. Через каждое таинство сообщается верующим особенная благодать Божия. Так, через крещение сообщается благодать, очищающая от греховного состояния и возрождающая в новую духовную жизнь.

Через миропомазание сообщается благодать, укрепляющая человека в новой духовной жизни.

Через причащение сообщается благодать Божия, таинственно соединяющая со Христом, через вкушение Тела и Крови Его.

Через покаяние сообщается благодать, очищающая от грехов, соделанных после крещения.