«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Получить прощение грехов не значит еще - из нечестивого сделаться праведным, из грешника - святым: праведность и святость предполагают и соответствующее этим определениям содержание души. Чрез таинство же покаяния человек делается только способным к восстановлению совершенного им чрез грех разрыва между грешной душой человека и ея Спасителем, готовым снова принять в себя Дух Христов. И как освободившемуся от телесного болезненного процесса необходимы для полного восстановления его сил и начала здоровой деятельности и чистый воздух и здоровое питание, так и выздоровевшему духом необходима бывает тотчас же атмосфера Христовой веры и любви, как воздух спасения, и истинное духовное питание для укрепления воли в добре.

В храм к богослужению особенно усилено призывается кающийся в своих грехах, так как там он найдет и сильное побуждение к покаянию и ободрение в своих покаянных чувствах; в храм призывается и раскаявшийся грешник, так как только в храме он найдет и так нужную для его очищенной души атмосферу веры и любви, и ту истинную в таинстве Причащения пищу, которой жаждет его открытая для любви к Богу душа. Таинство Причащения является мистическим приобщением, причастием людей Богу, друг другу, всему человечеству и всему, что только существует через Христа в Святом Духе.

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни.204

Это таинство установлено было Самим Иисусом Христом на последней Тайной Вечери, благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: "Приимите, ядите; сие есть Тело мое, еже за вы ломимое;" потом, взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им говоря; "Пийте от нея вси, сие бо есть кровь Моя Нового Завета; яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание".(Мф.26, 26-29;Мрк.14,22-25;Лк.22,19 и 21).

При этом установлении нового таинства Иисус Христос ясно указал на предстоящее Ему крестное страдание. Слова "еже за вы ломимое" (т.е. которое для вас преломляется) и "яже за вы и за многия изливаемая" (т.е. которая за вас и за многих изливается), очевидно, указывали на то "преломление" Тела и на то "пролитие" Крови Его, какие вскоре имели совершиться на кресте и во время распятия Его. В воспоминание этих-то спасительных страданий Своих, которых живым образом служило таинство св. причащения, Он и повелел апостолам всегда совершать это таинство "сие творите в Мое воспоминание".

Господь пролил Свою Кровь и принес Себя в жертву по любви к роду человеческому, и потому Тело и Кровь Его таят в себе всю силу этой жертвенной, объединяющей любви.

Человеческая природа Господа принесена однажды в жертву Богу на Голгофе, но через участие в установленном Им Самим Таинстве- Причастия так верующим дана возможность вновь и вновь приобщаться спасительной силе этой великой жертве и одержать полную победу над грехом, диаволом и смертью, так как Господь Своею жертвенною любовью победил это великое зло. Победа Господа запечатлена Его Светлым Воскресением. Верующие причащаются прославленному Телу и Крови Господа, и потому Святые Дары именуются пищею бессмертия. В них залог и нашего воскресения. В Святых Дарах, заключена также вся чудотворная сила Самого Спасителя, в частности, сила целительна. Церковь хранит свидетельства о бесчисленных исцелениях по Святом Причащении; но главное чудо, которое совершается над участниками Святых Таин, - это исцеление и даже воскрешение уязвленной и умерщвленной грехом человеческой души.

Наименование Таинства "Евхаристия" означает благодарение под словом "благодарение" здесь разумеется радостное сознание всемогущества, Божественной Правды и любви, вера в конечное торжество добра, уже предрешенная победой Господа, и хвала Богу за все дарованное Им. К истинному благодарению способно только благородное, очищенное сердце, ибо, по слову Господню, только "чистые сердцем увидят Бога" (Мф. 5,8). Но Евхаристия и ведет человека к очищению для духовного созерцания славы Божией, которая открылась людям всего более в Боговоплощении и во всем жертвенном служении Богочеловека, что в особенности вспоминается в продолжении всей Евхаристии.

Люди, духовно прозревшие и увидевшие безмерную красоту Божественного о нас промышления, готовы и самую жизнь свою свободно отдать в жертву благодарения, и ничто так не объединяет, как эта общая, бескорыстная радость о Господе.

Святая Евхаристия в Православном Предании называется "таинством таинств" или "таинством Церкви". Она- сердце церковной жизни, источник и цель всех церковных учений и учреждений.

Со дня пятидесятницы апостолы и по их примеру все христиане стали собираться для совершения Евхаристии в "день Господень", то есть в воскресенье. Таким образом, в христианстве воскресение- день памяти Нового Завета с Богом- заменило субботу, которая до Христа являлась в нем, посвященным днем воспоминанию о Ветхом Завете Бога с человечеством. Христиане являются "Новым Израилем", с которым Бог заключил Новый Завет в Своем Сыне. Воскресный день об этом свидетельствует, и потому нельзя быть членом Церкви, не участвуя регулярно в воскресной Евхаристии.

Христос воскрес в день воскресный: Святой Дух сошел на Церковь тоже в воскресение и потому воскресенье же Церковь постоянно призывает Святого Духа и Он осуществляет посреди нас и в нас Божие присутствие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровию Господа Иисуса Христа. Как таинство любви и единения Евхаристия сохраняет общественный характер. Как таинство любви и единения Евхаристия совершается всею Цервовию; она есть "общее дело" всех верных, по-гречески "литургия".

Цель Божественной Литургии, таже, что и у всякого религиозного действия- ставить людей в связь с Божеством (само слово "религия" происходит от латинского "религарс", то есть "связывать") назначение литургии вводить людей в близость Божию.

Евхаристическое приношение по своему смыслу является жертвой, в которой Сам Христос — "Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый" (молитва священника во время Херувимской песни из Литургии св. Василия Великого). Сам Христос является единственным истинным совершителем Евхаристии: Он невидимо присутствует в храме и действует через священника. Для православных христиан Евхаристия не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, ежедневно возобновляемая Христом и непрерывно, с той пасхальной ночи, когда Христос возлежал за столом со Своими учениками, продолжающаяся в Церкви. "Вечери Твоея тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими", — говорит приступающий к Причащению. Не только Тайная Вечеря, но и голгофская жертва Христа возобновляется за каждой Литургией: "Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным" (из Литургии Великой субботы).