«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже самое точное и глубокое, само по себе не спасает, не приближает человека к Богу. По словам В.Н. Лосского, «христианское богословие, в конечном счете, всегда только средство», а «христианская теория имеет значение в высшей степени практическое». Вероучительные истины, в первую очередь догматы, суть духовные ориентиры, в соответствии с которыми мы можем правильно организовывать нашу религиозную жизнь, приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных искажений. Таким образом, вероучительные истины совершенно необходимы для «благоугождения Богу и спасения души», иными словами, они имеют сотериологическое значение. Не случайно свт.Кирилл Иерусалимский называл изучение догматов «величайшим приобретением». Догматы веры являются фундаментом духовной жизни. Попытки выстроить здание своей души, которые не основываются на прочном догматическом основании, подобны строительству дома на песке (Мф.7,24-27).

Православная катихизическая литература

Приобретение человеком четкого догматического сознания служит катихизическая литература. Первоначально научение истинам веры осуществлялось изустно, основанием для такого научения служили достаточно краткие Символы и Исповедания Веры. Позднее стали появляться более пространные изложения вероучения, катихизисы в современном значении слова. Среди авторов «катихизисов» были известные отцы и учителя Церкви. В Православной Церкви большим авторитетом пользуются «Огласительное слово» свт. Григория Нисского (+ок.394), «Катихизис» прп. Феодора Студита (+820) и др.

Помимо авторских книг, существуют катехизические произведения, где изложение и истолкование вероучения предлагается от лица Церкви. Такие книги, имеющие большой авторитет, иногда называют символическими книгами Православия. К их числу относятся:

а) «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», составленное в 1640 г. при активном участии митрополита Киевского Петра (Могилы). Исповедание было утверждено Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским) в 1643г. В Русской Церкви «Православное исповедание» было принято в 1685 г. при патриархе Иоакиме. В 1696г. при патриархе Андриане это решение было подтверждено, а «Исповедение» было рекомендовано в качестве учебного пособия.

б) «Изложение Православной Веры Восточной Церкви» (в Русской Церкви известно под названием «Послание Патриархов Православно-кафолической Церкви о православной вере»). Оно было составлено Иерусалимским патриархом Досифеем и в 1672 г. одобрено архиерейским совещанием в Иерусалиме. В 1725г. «Изложение» было одобрено четырьмя восточными Патриархами. Тогда же к нему присоединилась и Русская Церковь.

Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям? Несомненно, в целом они православны, однако их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях. Очевидно, что «Исповедание» и «Послание» не могут иметь непреходящего общецерковного значения, как, например, догматические определения Вселенских Соборов. Несмотря на то, что они сохраняют для нас значительный авторитет, это не более, чем исторические памятники догматического характера.

Для Русской Православной Церкви особое значение имеет «Пространный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви», основную часть которого составил свт.Филарет (Дроздов). Однако этот «Катихизис» нельзя рассматривать как авторский. Во-первых, он подвергался редактированию, впрочем, не вполне удачному. Во-вторых, «Пространный Катихизис» был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Эти решения до сих пор никем не были отменены.

Фактически, «Пространный Катихизис» выражает позицию всей Русской Церкви Х1Х в. «Катихизис» издавался в трех редакциях: в 1823-1824, 1827-1828, 1839 гг., и в последней, третьей редакции подвергся переработке в сторону латинизации. По своему богословскому уровню «Пространный Катихизис» выше, чем «Православное Исповедание и «Послание восточных Патриархов»

В ХХ столетии появилось большое количество авторских катихизисов: «Катихизис» епископа Александра (Семенова-тян-Шанского), «Катихизис» прот. Владимира Глиндского, катихизис «Жив Бог», «Основы Православия» прот. Фомы Хопко и др., однако, ни один из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с «Пространным Катихизисом».

О Божественном Откровении

Истинное учение, истинная спасительная вера – едина для всех христиан. Откуда и как научается христианин этой единой вере?

Непреложным и неисчерпаемым источником богопознания и научения вере служит Божественное откровение, сообщенное человечеству в Ветхом и Новом Заветах. Одни из истин откровения были записаны по вдохновению Святаго Духа (1 Пет. 1,21) пророками, апостолами и богомудрыми мужами в особые книги, которые составили Священное Писание, а другие приняты апостолами устно от Господа Иисуса Христа и устно же переданы ими своим преемникам, а через них – Церкви, в которой и сохраняются до сих пор непрерывно под именем Священного Предания. Истины Священного Предания, для большей сохранности и чистоты, впоследствии также были записаны и дошли до нас в символе веры, в правилах и постановлениях святых Апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных соборов, в древних литургиях, в творениях отцов и учителей Церкви и в церковно-богослужебной практике. Заключая в себе истины богооткровения, Священное Писание и Священное Предание взаимно дополняют друг друга, и в познании веры пользоваться ими одинаково необходимо.