«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать, согласно практике Апостолов, Таинства и другие священнодействия, как отправлять Богослужение, как соблюдать обряды в чистоте их первоначального установления. Так например, о Таинстве Крещения мы знаем, что для него необходима вода (Ин. 3,5), что во время его совершения произносятся слова «Во имя Отца и Сыны и Святаго Духа» (Мф. 28.19), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т.д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19-20), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено.

Апостол Павел пишет: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2, 1-2). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») (1 Кор. 14,40). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранялись только в Священном Предании.

Ввиду такой важности Священного Предания Апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием.

"Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Сол. 2,15).

Апостол этими словами обязывает нас сохранять не только то учение, которое изложено в посланиях, но и то, которое передано им устно на словах.

Священные Предания, соблюдаемые Православной Церковью, ведут свое начало от Самого Иисуса Христа и святых Апостолов. В строгом богословском смысле Предание - Сам Иисус Христос как Господь, постоянно присутствующий и действующий в Церкви.

Священное Предание есть живое Откровение Божие в Церкви через Иисуса Христа.

Евангелист Иоанн, изложивший учение Спасителя и историю Его земной жизни после других евангелистов, в конце своего Евангелия говорит: "Многое и другое сотворил Иисус: но, если бы о том писать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин. 21,25). Это ненаписанное в священных книгах, очевидно, сохранилось в памяти и сердце верующих, или в Священном Предании. -Ап.Павел, прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, говорит им, что он "три года день и ночь учил со слезами каждого из них" (Деян. 20,31). Эти беседы Апостола не были записаны и, без сомнения, сохранились в памяти епископов и пресвитеров Ефесских, или в Предании. И Апостол убеждал их помнить эти беседы. Тот же Апостол, в послании к Тимофею, пишет, чтобы он "слышанное от него при многих свидетелях передал другим верующим, которые бы способны были других научить" (2 Тим. 2, 2). Очевидно Апостол внушает Тимофею руководствоваться тем учением веры, которое передано было ему устно, или Священным Преданием. Кроме того, многие из Апостолов не оставили после себя никаких писаний, между тем проповедовали веру Христову в различных странах и устроили там церкви. Очевидно проповедь их сохранилась между верующими в памяти и сердце их, или чрез Священное Предание. Что они могли сохраниться от времен Апостольских, это можно видеть из следующего: Апостолы, по данной им власти от Самого Иисуса Христа, еще при жизни своей избирали преемников своего служения - епископов, которым и передавали то, что не было изложено ими в священных книгах. И первые епископы, получившие наставление в вере от самих Апостолов, сохранили в своих писаниях многие предания, полученные от них.

2. На предания, как на источник и основание истинного учения христианского, постоянно указывается и в творениях отеческих. Преданию следовали и сами древние отцы и к преданию постоянно обращали они и верующих. "Все, желающие знать истину, - пишет св.Ириней, - должны обращаться в каждой церкви к преданию апостольскому, известному во всем мире". И в другом месте пишет: "Что если бы апостолы не оставили нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданному тем, кому они вверили церкви?" 19

Св.Епифаний пишет: "Нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести все в одних писаниях: святейшие апостолы одно оставили в писании, другое - в предании". 20

Св.Василий Вел. пишет: "Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству, в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия". 21

3. Подобным образом и из правил и определений св. Соборов Поместных и Вселенских, ясно можно видеть, что все они в сновании своем имеют предание церкви; и на нем основываются и касательно истин верования, и касательно обрядов и таинств, и касательно самого писания и его разума или смысла, и неизменное хранение преданий считали священнейшею своею обязанностью.