«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Наиболее подробное изложение учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действованиях или энергиях, содержится у свт. Григория Нисского.

«Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое и не придумано никакого средства уразуметь неуяснимое».

Но в то же время,

«Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, в сущность Божию разум проникать не может, но зато, он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил».

Говоря философским языком, Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру.

О духовности существа Божия Сам Иисус Христос говорит: "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4,24).

Понимается под Духом не одно только отрешение от всякой существенности, а и сознательное, свободно разумное бытие. Бог есть Дух, все превосходящий, ничем не ограниченный и всесовершенный. "Дух" - говорит о природе цельной, но простой, завершенной и не сложной, ибо сложность обозначала бы недостаточность. Бог совершенен во всем...

О вечности Божией свидетельствует Пророк Давид: "Прежде нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты - Бог" (Пс. 89,3).

Кроме того, на вечность существа Божия указывает и Апостол Иоанн в Апокалипсисе, говоря о Боге: "Который был, есть и грядет" (гл.4.8). О ком можно всегда сказать, что он существует, тот, значит, существует вечно. Наконец и Апостол Павел прямо называет Бога "вечным", говоря, что тайна искупления мира Сыном Божии возвещена народом по повелению вечного Бога (Рим. 16-26).

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и т.п. к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени изменения для Бога не существует, для Него – все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени.

Вечный, никогда не было начала Его и не будет конца. Бог свидетельствует, т.е. неизреченно пребывает - вечно, помимо начала и конца самого времени.

У Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а одно настоящее48 - говорит блаж.Августин. Бытие вечное, неизмеримое и вездесущее. Откровение особенно выразительно указывает на полноту совершеннейшего бытия в Боге, называя Его Сый или Сущий. Бог сосредотачивает в себе Самом всецелое Бытие, которое не начиналось и не прекратится.

Бог существует вне границ временных, т.е. Он вечен. Время и пространство являются формой тварного, конечного бытия и потому сами по себе, отдельно от мира, не существуют. Вечность, т.е. надвременность, сверхвременность или вневременность, устраняет в Боге все, что включается в понятие времени. А в понятие времени, связанное с физическим миром, входит представление об изменчивости во всем, т.е. появление и исчезновение, переход из одного состояния в другое, последовательность и преемственность в жизни, где появляются начало и конец, прежде и после, прошедшее, настоящее и будущее. Но бытие вечного Бога не есть последовательное, преемственное, жизнь Его не развивается и не угасает. Бог живет сразу и всецело, полностью, а не по частям. В один и все моменты этого бытия мыслится вся Его полнота. Бытие Бога всегда постоянно и неизменно настоящее, и Бог всегда равнотождественен Самому Себе.

О благости Божией Сам Иисус Христос говорит: "Никто не благ, как только один Бог" (Мф. 19,17), т.е. никто не может быть назван безусловно добрым, кроме одного Бога. То же ясно выражает Апостол Иоанн, говоря, что "Бог любовь есть" (1 Ин. 4-8,16); потому Ему свойственно желать и делить одно Добро всем тварям. На это указывает и пророк Давид: "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144,9).