Том V. Часть 2 Страсти и добродетели.

 - Ты свои собственные планы поставляешь впереди планов Божиих, потому страдаешь. Доверием Богу и сми­рением решаются все проблемы. Делай то, что можешь сделать сама, а далее предоставляй себя Божественному Промыслу и воле Божией. Надежда на Бога - это усилен­ная, укреплённая вера, это для человека самая надёжная гарантия.

 Разве маловажное дело человеку иметь союзником Бога? Помню, перед уходом в армию, я молился святой Варваре, прося её помощи - я почитал эту святую, пото­му что с детства ходил молиться в храм святой Варвары. "Пусть я подвергнусь на войне опасности, только бы че­ловека не убить", - просил я. И как всё устроил Благой Бог! Тех, кто был образованнее меня, отправили на пе­редовую простыми рядовыми, а меня с моим начальным образованием взяли в связисты! Мне говорили: "У тебя сильные покровители". "Да какие у меня покровители, -отвечал я, - у меня здесь и знакомых-то нет". "Ладно, хва­тит шутить. Отвечай, кто у тебя в генеральном штабе?" Так как люди продолжали настаивать, то я им отвечал: "У меня в генеральном штабе Христос". Так и вышло, что я никогда не брал в руки оружия.

 - Геронда, как растёт выносливость души?

 - Через надежду и доверие к Богу. Они наделяют чело­века большой силой. Нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный любовью Божией. Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или не­справедливо обижен, или... или... он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога.

Имеющий правую веру обладает настоящей любовью

 - Геронда, Вы нам говорили, что сначала вера, а потом приходит любовь к Богу.

 - Смотрите, чтобы возлюбить Бога, нужно в Него уве­ровать. Какова наша вера, такова и любовь к Богу. Хотя помысел мне говорит, что у любочестного человека лю­бовь к Богу предшествует вере. Как-то мелко просить Бога сначала открыться тебе, чтобы ты смог в Него уверо­вать, а потом уже Его любить. Я люблю любочестно Бога, а затем Бог действует. И чем больше я вижу благодеяний Божиих, тем больше увеличивается моя вера и любовь к Богу. Я люблю и всех людей, так как они образ Божий, и всех животных и птиц, и всё творение, потому что оно создано Богом.

 - Геронда, может человек иметь любовь, не имея пра­вой веры?

 - Человек может думать, что имеет любовь, а на самом деле не иметь. В православном догмате находит человек истинную любовь. Как-то раз ко мне в келью пришли два католика, один был журналистом, другой секретарём в Ватикане. "Прежде прочитаем «Отче наш»", - сказали они. "Чтобы прочитать "Отче наш", - сказал я, - нужно прийти к согласию в догмате, но между нами и вами ве­ликая пропасть". "Так что же, - говорит один, - только православные спасутся? Бог со всеми людьми". "Правиль­но, - отвечаю я ему, - а ты можешь мне сказать, сколько людей с Богом?" "Проявим любовь", - говорят они по­том "И грех сделался модой", - говорю я. "И это тоже часть любви", - говорят они. "Все говорят о любви, мире и согласии, - сказал я им в конце, - и все живут в разладе с собой и с другими, потому и делают всё большие бом­бы".

 Многие, кто говорит о мире и единении, сами не пре­бывают в единении с Богом, потому что не любят Его и не имеют истинной любви. Истинная любовь у того, кто имеет правую веру, живёт вблизи Бога Тогда в его лице начертается Бог, и другие видят в его лице Бога.

: Желаю, чтобы Бог просветил всех людей, с которыми мы являемся братьями по плоти - от Адама и Евы, - что­бы они пришли "в разум истины" (1Тим.2.4), дабы сделаться и на­шими братьями по духу. Аминь.

Глава 3. Спасительное терпение

"Блажен, муж, иже претерпит искушение" (Иак.1.12)

 - Геронда, как пережить искушение, великое ис­пытание? - Терпеть. Терпение - это самое сильное ле­карство, которое лечит тяжёлые и долголетние беды. Большинство бед проходят только благодаря тер­пению. Великое терпение распутывает самое запутанное и приносит божественные плоды: там, где ты не видишь никакого решения, Бог даёт наилучшее решение.