Volume-2 Fundamentals of the Art of Holiness

Великие подвижники и святые поэтому никогда не лечились и скорее желали, чтобы болезнь продолжилась, чем окончилась. Тому много примеров. Приведу лишь некоторые.

-451. Преподобный Пимем Многоболезненный (Печерский) сам просил себе у Бога пожизненной болезни и, получив просимое, двадцать лет лежал на одре, не вставая. Поучительно наставление его одному брату, которое передаю вкратце: «Терпение убогих не погибнет напрасно: но тем, которым здесь — скорбь и печаль, малый недуг, там - им будет радость и веселие... И потому-то, брат, я терплю все. Бог, исцеливший тебя через меня от болезни, может и меня восстановить от сего одра, но я не хочу: Претерпевши же до конца,- сказал 'Господь,- той спасен будет (Мф.10,22). Лучше мне в этой жизни всему сгнить, лишь бы в той плоть моя была нетленной, лучше терпеть здесь смрад; только бы там исполняться неизреченного благоухания..."81

2." Когда преподобного Варсонофия Великого братия попросила помолиться о здравии его любимого ученика, их игумена, | то он ответил: «О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых (о чем я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня,- и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? -Болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения"82

3. Великая подвижница, преподобная Синклитикия Египетская, поучения которой почитались Древним наравне с писаниями святых отцов, говорит: «В том состоит истинный подвиг, чтобы терпеть в болезнях и воссылать

благодарственные песни к всеблагому Богу . Лишаемся ли мы очей? — Перенесем это без отягощения, потому что через это мы лишаемся органов ненасытности и просвещаемся внутренними очами; Оглохли ли мы? Будем благодарить Бога; что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? —Но мы имеем внутри себя руки; уготованные на борьбу с врагом. Немощь одержит все тело?- но от сего, напротив, возрастает здравие по внутреннему

человеку»

4. Кратко сказать, подвижники почитали болезни необходимым условием спасения. Один из древних святых старцев выразил это общепринятое тогда положение в следующих- словах:

«Как воск несогретый и неумягченный не может прийнять наложенной на него печати, так и человек, если не будет искушен

трудами и болезнями, не может принять силы Христовой» (2Кор. 12, 8-10).

Итак, достигшие совершенства предоставляли все дело Богу и, как бы им ни было трудно, просили у Него терпения, но не исцеления. Это и понятно. Ибо кто такой совершенный? Это человек, до смерти научившийся отсекать свою волю.

Только совершенные могут без лжи молиться: «Да будет воля Твоя!» И иначе они не молятся86. Как же после этого такой человек будет настаивать на своем хотении? Будет просить о исцелении, когда самый факт болезни говорит за то, что такова воля Божия, чтобы он хворал (особенно, когда достиг бесстрастия и грехов не имеет таких, чтобы быть наказанным сильно)?