Volume-2 Fundamentals of the Art of Holiness

Но есть еще случай, когда человек, и не достигший совершенства,

отказывается в страдании от врачевания: это бывает при сильной вере .

Кто действует согласно вышеуказанному, тот блажен. Господь — целитель

его, и похвала ему от Бога. Великие венцы непорочного мученичества

приобретает он .

Но... не во всех вера, — скорбел еще апостол Павел (2 Фес. 3, 2). Как же тогда быть? Перейдем теперь к рассмотрению тех положений и состояний, в которых пребывает большинство людей — людей маловерных, мнительных, немощных, боязливых, нетерпеливых, неблагодарных. Господь и о них заботится, снисходит и к их немощам. Лишь бы они были смиренны и надеялись опять-таки на Него, а не на врачей.

Так, еще в Ветхом Завете89, через закон Моисеев, Господь допустил медицинскую практику, которую и отдал в руки жрецов (Лев. 13,3-59). Конечно, познания врачебные у последних были еще несовершенны но известной опытности нельзя у них отрицать. В эпоху же царей медицина уже широко распространилась: 4 Цар. 8, 29; 9, 15; Ис. 1, 6; Иез. 30,21. Случаи излечения были настолько многочисленны, что к ней стали уже пристращаться и впадать в нынешнюю ошибку, то есть приписывать излечение не Богу, а самой врачебной науке. В этом отношении характерно замечание Библии об иудейском царе Асе, заболевшем подагрой: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела. Но он в болезни своей взыскал не Господа, а

-47-

врачей”.. Не замедлило и наказание: «И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего» (2 Пар. 16, 12-13).

В Новом Завете90 употребление медицинских средств также не вызывало запрещения со стороны Христа (Мф. 9, 12; Лк. 10, 34; Откр. 3, 18). Один из Его учеников (из числа семидесяти), святой Лука, сам был врачом91 (Кол. 4, 14).

Среди занятий первых христиан мы встречаем и профессию врача. Святые мученики Косма и Дамиан (+ 284) были врачи-бессребренники, святой великомученик Пантелеимон (+ 303) также изучал медицинскую науку (был

студентом, сказали бы теперь) . Церковный историк Ев-севий описывает страдания в Г аллии святого мученика Александра, который был «по происхождению фригиец, по науке врач»93.

Выяснению вопроса о профессии врача у первых христиан может служить и катакомбная эпиграфика. Любопытна в этом отношении одна из намогильных надписей:

ЕШАДЕ КЕІТАІ AAESAN АРОК IATPOD XPIDTIANOD КАІ nNEYMATIKOD «Здесь лежит Александр,

врач христианский, вместе и духовный» .

Эта новая черта, когда врач духовный и телесный совмещается в одном лице,

— у первых христиан не редкость. Священники и даже епископы занимались