Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель. Необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность, чтоб впоследствии, приняв благодать Святого Духа, доставляемую Искупителем, не употребить ее во зло себе, не приписать ее действий себе, но быть достойным ее сосудом и орудием.

Это — (смотрительное) попускаемое Промыслом и наказательное смирение, вслед за которым даруется Богом второе, высокое, которое есть Божественная сила, действующая Богом и совершающая Им все; (человек) видит ее в себе как орудие, и этим орудием совершает Божии Чудеса» [1061]. Так объясняется то дивное зрелище, которое представляют собою Святые Божии: они, будучи сосудами Святого Духа, вместе видели, признавали, исповедали себя величайшими грешниками, достойными казней, временных и вечных. Они основательно познали и изучили свое падшее естество, в котором ничего нет неоскверненного, и потому все благое, которое посредством их совершалось вселившейся в них Божественною благодатию, они с полным убеждением приписывали Ей и постоянно трепетали, чтоб не возник из падшего естества какой помысл или какое чувство, оскорбительные для Святого Духа [1062]. Не полезен для человека быстрый переход от состояния борьбы к состоянию духовной свободы. Святой Макарий Великий замечает, что «нередко души, будучи уже причастницами Божественной благодати, будучи преисполнены небесной сладости и наслаждаясь спокойствием духа, но не свидетельствованные, не искушенные скорбями, наносимыми от злых духов, пребывают в младенчестве, и, так сказать, не способны к Царству Небесному Аще же без наказания есте, говорит Божественный Апостол, емуже причастницы быша еси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове [1063]. Посему и искушения, и скорби посылаются человеку для его пользы, чтоб испытанная ими душа соделалась более сильною и честною пред Господом своим. Если она претерпит до конца с надеждою на Господа, то невозможно ей не получить благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от злобы страстей» [1064]. По этой причине, за исключением немногих случаев, вследствие особенного Божественного смотрения, подвижники Христовы значительную часть своего земного странствования проводят в горькой борьбе с грехом, под игом немилосердого фараона. При выходе из Египта — страны плинфоделания [изготовления кирпичей. — Ред.] и пресыщения мясами, чем изображается плотское состояние, служители истинного Бога обирают египтян, то есть выносят с собою богатство Деятельного разума, который приобретается в борьбе с грехом и духами злобы. Таково Божественное постановление духовного закона [1065]. Святой Исаак Сирский рассказывает следующую повесть: «Некто из святых говорил: был отшельник, старец достопочтенный. Однажды я пошел к нему, потому что угнетала меня печаль от постигших искушений. Старец в это время был болен, лежал. Я приветствовал его, сел близ него и сказал: «Отец! помолись о мне, потому что я очень скорблю от искушений бесовских». Он открыл глаза, посмотрел на меня внимательно и сказал: «Сын! ты молод: Бог не попускает тебе искушений». Я отвечал ему: «Точно, я молод, но искушаюсь искушениями крепких мужей». Он опять сказал: «Если так, то Бог хочет упремудрить тебя». Я сказал: «Как Бог упремудрит меня, когда я ежедневно вкушаю смерть?» Опять он: «Бог любит тебя: молчи. Бог даст тебе благодать Свою, — и присовокупил: Знай, сын, что я боролся с бесами в продолжение тридцати лет. Проведя в борьбе двадцать лет, я не ощутил никакого облегчения. На двадцать пятом году я начал чувствовать покой. С течением времени покой умножался. По прошествии двадцати семи лет, на двадцать восьмом году, покой начал особенно умножаться. В исходе тридцатого года, уже к концу его, так утвердился покой (значит, прежде покой колебался: то приходил, то отходил), что уже не знаю и меры, в которую он преуспел…» Вот какой покой родился от многотрудного и долговременного делания (подвига)» [1066].

Возложив упование на Всесильного и Всеблагого Бога нашего, потщимся, посредством истинного монашеского жительства, сквозь облак, дым и бурю непрестанно возникающих в нас помышлений, низойти к душе нашей, плененной и умерщвленной грехом, смердящей, обезображенной, лежащей во гробе падения. Там, в сердечной бездне, мы увидим и змея, убившего нашу душу [1067]. Глубокое и точное познание падения человеческого весьма важно для подвижника Христова: только из этого познания, как бы из самого ада, он может молитвенно, в истинном сокрушении духа, воззвать ко Господу, по наставлению святого Симеона Нового Богослова: «Боже и Господи всех! всякаго дыхания и души имеющий власть, Един исцелити меня могущий, услышь моление меня, окаяннаго, и гнездящагося во мне змея наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив, потреби» [1068]. В состоянии падения грех и диавол так насилуют человека, что он не имеет никакой возможности противиться им, но невольно увлекается ими [1069] не в смертные грехи, как мы сказали выше, но наиболее в поползновения мысленные. В тщаливых [трудолюбивых, ревностных. — Ред.] подвижниках внутреннее волнение весьма редко попускается обнаружиться и словом, не только делом.

5. О состоянии по искуплении человека

Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством Крещения. Крещение, не уничтожая естества, уничтожает его состояние падения; не делая естества иным, изменяет его состояние, приобщив человеческое естество естеству Божию [1070].

Крещение есть вместе и умерщвление и оживотворение, — вместе и погребение и рождение. В купель Крещения погружается, в ней погребается и умирает греховное повреждение падшего естества, и из купели восстает естество обновленное; в купель погружается сын ветхого Адама, из купели выходит сын Нового Адама. Это засвидетельствовано Господом, Который сказал: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие: рожденное от плоти плоть есть и рожденное от Духа дух есть [1071]. Из этих слов очевидно, что Святой Дух, приняв в купель Крещения плотского человека, каким человек сделался по падении, извлекает из купели того же человека, но уже духовным, умертвив в нем греховное плотское состояние и родив духовное. При крещении человеку прощается первородный грех, заимствованный от праотцев, и собственные грехи, соделанные до крещения. При крещении человеку даруется духовная свобода [1072]: он уже не насилуется  грехом, но по произволу может избирать добро или зло. При крещении, сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу крещенного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова сделаться жилищем сатаны [1073]. При крещении человек облекается во Христа [1074]. При крещении все человеки получают равенство, потому что достоинство каждого христианина есть одно и то же. Оно — Христос. Достоинство это бесконечно велико, в нем уничтожается всякое земное различие между человеками [1075]. Как ничтожное, это различие, по его наружности, не отъято во время земной жизни Христом, и, пребывая, еще яснее обнаруживает свое ничтожество. Так труп, когда исторгнута из него душа, признается мертвым, хотя бы еще не разрушился. При крещении изливается на человека обильно благодать Всесвятого Духа, которая отступила от преступившего заповедь Божию в раю, от последовавшего греховному разуму и воле падшего ангела. Благодать снова приступает к искупленному кровию Богочеловека, к примиряющемуся с Богом, к отрекающемуся своего разума и воли, к погребающему в купели Крещения влечения падшего естества, его жизнь — причину смерти. «Христос, будучи совершенным Богом, — сказал преподобный Марк Подвижник, — даровал крестившимся совершенную благодать Святого Духа, не приемлющую от нас приложения, но открывающуюся и являющуюся нам по мере делания заповедей» [1076]. Крещенный человек, делая добро, принадлежащее естеству обновленному, развивает в себе благодать Всесвятого Духа, полученную при крещении, которая, будучи неизменяема сама по себе, светлее сияет в человеке по мере делаемого им Христова добра: так светлее сияет не изменяющийся сам по себе солнечный луч по мере того, как свободнее небо от облаков. Напротив того, делая по крещении зло, доставляя деятельность падшему естеству, оживляя его, человек теряет более или менее духовную свободу: грех снова получает насильственную власть над человеком; диавол снова входит в человека, соделывается его владыкою и руководителем. Избавленный от горестного и тяжкого плена всемогущею десницею Божиею, опять является в цепях, в плену, в темнице, во аде, по собственному произволу. Такому бедствию подвергается человек, в большей или меньшей степени, соответственно тем грехам, которые он позволяет себе, и соответственно навыку, который он стяжал к греховной жизни. Грех, живущий внутри человека и насилующий его, называется страстию. Страсть не всегда выражается очевидно: она может жить тайно в человеке, и губить его. Духовная свобода совершенно теряется и от того, если крещенный человек позволит себе проводить жительство по разуму и воле естества падшего, потому что крещенный отрекся своего естества и обязался во всех действиях, словах, помышлениях и ощущениях проявлять одно обновленное Богочеловеком естество, то есть жительствовать единственно по воле и разуму Господа Иисуса Христа, — иначе, по евангельским заповедям и учению. Последование своему падшему естеству, доследование его разуму и воле, есть деятельное отвержение Христа и дарованного Им обновления при Крещении. Оживление в себе падшего естества есть полное возвращение к вечной смерти, полное водворение и развитие ее в себе. Отчего погибли и погибают иудеи и еллины? от любви к падшему естеству. Одни хотят удержать достоинство за правдою падшего естества, за его добром, другие — за его разумом; те и другие делаются чужды Христа, этой единой Правды, этой единой сокровищницы разума [1077]. Невозможно не отрекшемуся естества, не признавшему его, по причине падения непотребною, по всем отношениям, скверною, приблизиться и усвоиться Христу, или, и усвоившись, пребыть в усвоении.

Милосердие Божие живописно изобразило в видимой природе многие таинственные учения христианства. Оживление всех произрастений весною служит образом воскресения человеков; действие некоторых лекарств, сперва обнаруживающих болезни и как бы усиливающих ее, а потом уже исцеляющих, служит образом духовного подвига, который сперва обличает в человеке тайные его страсти, приводит их в движение, а потом мало-помалу уничтожает [1078]. Действие Крещения над человеком имеет также свое разительное подобие. Пойдем в сад и посмотрим там, что делает садовник с яблонями, чтоб доставить им способность приносить вкусные плоды. Всякая яблоня, выросшая из семени, взятого хотя бы из лучшего яблока, может приносить только кислые, горькие и вредные плоды, негодные для употребления; по этой причине всякая яблоня, выросшая из семени, называется дикою. Наше падшее естество подобно дикой яблоне. Оно может приносить только горький, зловредный плод: добро, смешанное со злом и отравленное злом, погубляющее того, кто это добро, соделавшееся злом от примеси зла, признает добром, достойным Бога и человека. Садовник, чтоб превратить дикую яблоню в благородную, без пощады отсекает все ее ветви, оставляет один ствол. К оставшемуся стволу он прививает сучок с благородной яблони; этот сучок срастается с стволом и корнем, начинает пускать от себя ветки во все стороны, ветками заменяются отсеченные ветви; природное дерево заменяется древом искусственным, привитым; привитое дерево держится, однако, на природном стволе, тянет соки из земли посредством природных корней — словом, жизнь свою неразрывно соединяет с жизнию природного древа. Такое древо начинает приносить превосходные плоды, которые принадлежат природному древу, и вместе вполне отличаются от плодов, приносимых природным древом в его диком состоянии. Потом, во все время существования древа в саду, садовник тщательно наблюдает, чтоб из ствола и от корня не пошли отрасли, принадлежащие природному древу, потому что они опять будут приносить свой негодный плод, и, привлекая в себя соки, отнимут их у привитых ветвей, отнимут у этих ветвей силу приносить свой прекрасный плод, высушат, погубят их. Для сохранения достоинства, здравия и силы в яблоне необходимо, чтоб все ее ветви произрастали единственно из привитого сучка. Подобное обряду прививания благородного сучка к дикой яблоне совершается в Таинстве Крещения с крещаемым человеком; подобное поведению садовника относительно привитой яблони должно совершаться относительно крещенного человека. В крещении не отсекается наше бытие, имеющее началом зачатие в беззакониях и рождение во грехах: отсекается тело греха, отсекается плотское и душевное состояние естества, могущее производить добро лишь в смешении со злом; к бытию, к жизни, к существу человека прививается обновленное Богочеловеком естество человеческое. Все помыслы, чувствования, слова, дела крещенного должны принадлежать обновленному естеству, как преподобный Марк Подвижник сказал: «Благое не может быть веруемо или действуемо, как только во Христе Иисусе и Святом Духе» [1079]. Крещенный никак не должен допускать в себе действие падшего естества, должен немедленно отвергать всякое его влечение и побуждение, хотя бы они и казались по наружности добрыми; он должен исполнять единственно заповеди евангельские и помышлениями, и чувствами, и словами, и делами. К такому образу мыслей приводят завещания, данные Господом Его ученикам и последователям: Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и  изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает. Будите в любви Моей: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей [1080]. Что может быть сего яснее, определеннее? только соблюдающий со всей тщательностию евангельские заповеди, как подобает исполнять заповеди, данные Богом, может пребывать в любви к Богу — не в той любви, которая принадлежит падшему естеству, но в той, которая есть дар Святого Духа, которая изливается в обновленного человека действием Святого Духа [1081] и соединяет человека с Богом. Небрегущий о заповедях, последующий влечениям падшего естества нарушает любовь, расторгает соединение. Призвав народ с учениками Своими, повествует Евангелие, Господь объявил им: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет: иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелиа, той спасет ю [1082]. Очевидно, что здесь требуется отвержение не бытия, а отвержение падшего естества, его воли, его разума, его правды. Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей. Для спасения души соделалось совершенной необходимостию погубление души, для спасения себя сделалось совершенною необходимостию отречение от себя, от своего падшего я, не сознающегося в падении. Доколе это я существует, дотоле Христос не может принести нам никакой пользы. Иже не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик [1083]. Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу  свою Мене ради, обрящет ю [1084], засвидетельствовал Господь. Он заповедал погубление души не только ради Его, но и ради Евангелия, объясняя последним первое. Погубление души ради Господа есть отвержение разума, правды, воли, принадлежащих падшему естеству, для исполнения воли и правды Божией, изображенных в Евангелии, для исследования разуму Божию, сияющему из Евангелия. Все, которые понуждали себя исполнять евангельское учение, опытно знают, как противоположны и враждебны Евангелию разум, правда и воля падшего естества. Примирение и соглашение — невозможны. Отвержение падшего естества есть неизбежная, осязательная необходимость спасения. Совершает это отвержение тот, кто непрестанно изучает Евангелие и старается оживлять его в себе всею деятельностию своею. Евангелие есть учение Христово. Учение Христово, как учение Божие, есть закон. Точное исполнение закона, изреченного Богом, Творцом и Искупителем, есть непременный долг искупленных созданий. Небрежение об изучении и исполнении закона есть отвержение Законодателя.

The holy Apostle Paul said: "For if you were baptized into Christ, you put on Christ" (1085). This means: those who were baptized into Christ received at Baptism, in Baptism itself, a gift from the Holy Spirit, Who acted upon them: a living sensation of Christ, a sense of His attributes. But the freedom to arbitrarily choose the old or the new was not taken away from the baptized, just as the freedom of Adam in Paradise to keep the commandment of God or to violate it was not taken away from him. The Apostle says to those who believe and are baptized: "The night is past, and the day is near: let us put aside the works of darkness and put on the armor of light." For in the days let us walk decently, not with goats and drunkenness, not with fornication and fornication, not with zeal and envy: but put on our Lord Jesus Christ, and do not carnal pleasure in lust [1086]. Having the freedom of election, the baptized person is invited by the Holy Spirit to maintain unity with the Redeemer, to maintain a renewed nature in himself, to maintain the spiritual state granted by baptism, to abstain from pleasing the lusts of the flesh, that is, from deviating from the inclinations of carnal, spiritual wisdom. The words of the Apostle have the same meaning: "The first man is from the earth, of dust: the second man is the Lord from heaven." And as we have put on the image of the earthly — for we are all born in original sin, and with all the infirmities which were acquired in our nature as a result of the fall, which were revealed in Adam after his fall, that we may also put on the image of heaven through Baptism, which gives us this image, and carefully observe the commandments of the Gospel, who preserve in us the image as a whole, in its perfection and Divine grace [1087]. To put on the image of the Heavenly Man, to put on the Lord Jesus Christ, to always bear in the body the deadness of the Lord Jesus Christ [1088], means nothing else than to constantly mortify the carnal state in oneself by constantly abiding in the commandments of the Gospel. Thus did the holy Apostle Paul put on and remained clothed in the God-man; for this reason he could boldly say of himself: "I do not live, but Christ lives in me" (1089). He demands the same from all believers. Or do you not know to yourself, he says, that Jesus Christ is in you? Are you unskilful in the order (according to the Russian translation: unless you are what you ought to be) [1090]. A just demand and a just rebuke! By Holy Baptism, the fallen nature is cut off in every baptized person, and the nature renewed by the God-Man is grafted into man. For this reason, Baptism is called in Holy Scripture the bath of the Pakibizing, and the life after Baptism is called the Pakibizing. Every baptized person is obliged to manifest and develop a renewed nature in himself: this is what it is – to manifest the Lord Jesus Christ in himself living, speaking and acting. A Christian who does not do this is not what he should be.

The Holy Apostle Paul explains the Sacrament of Baptism with particular precision and detail: "Those who were baptized into Jesus Christ," he says, "were immersed [1093] in His death. And so we were buried with Him by baptism into death, so that just as Christ was raised from the dead by the glory of the Father, so we also would walk in newness of life. For if we are united to Him in the likeness of death, then we must be united in the likeness of the resurrection, knowing that our old man was crucified with Him, so that the body of sin would disappear and we would no longer be slaves to sin. For whoever dies is free from sin. If we died with Christ, then we believe that we also live with Him, knowing that Christ, having risen from the dead, no longer dies, death no longer has power over Him. For when He died, He died once to sin: but when He lives, He lives for God. In the same way, consider yourselves dead to sin, and alive to God in Christ Jesus our Lord. And so let not sin reign in your mortal body, so that you do not obey it in its lusts. Do not give the members of your body to sin as an instrument of iniquity, but present yourselves to God as living from the dead, and your members to God as an instrument of righteousness. From this again it is evident that Baptism is both mortification and revival. At the sin of the forefathers, death immediately struck the soul, and the Holy Spirit, Who was the true life of the soul and body, immediately departed from the soul; Evil immediately entered the Soul, which constitutes the true death of soul and body. The threat of the Creator was fulfilled literally: but from the tree, if you understand good and evil, do not take away from it: but in the next day you take away from it, you will die of death [1095]. Death in an instant made the spiritual man carnal and natural, the saint sinful, the incorruptible corruptible; imparted to the body debilitation, sickness, impure lusts; and finally struck the body after several centuries [1096]. Holy Baptism, on the contrary, brings resurrection to the soul, transforms the carnal and sinful man into the spiritual and holy, mortifies the body of sin, that is, the bodily state of man, sanctifies not only the soul of man, but also his body, gives him the ability to be resurrected in glory; the resurrection itself will take place later, at the time determined by God. Just as a considerable time passed between the appearance of death in man, which was not evident to the eyes of the flesh, and the separation of the soul from the body, which was also evident to the eyes of the flesh, so between the manifestation of life in man and the revitalization by this life of the body, which was to be reunited with the soul, there was appointed a time known to God alone. What the soul is to the body, the Holy Spirit is to the whole person, to his soul and body. As the body dies the same death as all animals die when the soul leaves it, so the whole man dies, both body and soul, in relation to true life, to God, when the Holy Spirit leaves man. As the body comes to life and is resurrected when the soul returns to it, so the whole man, both in body and soul, is revived and resurrected spiritually when the Holy Spirit returns to him. It is this revival and resurrection of man that is accomplished in the Sacrament of Holy Baptism. The son of the first-created Adam is revived and resurrected through Holy Baptism, but no longer in the state of chastity and holiness in which Adam was created; he comes to life and is resurrected in a state incomparably higher, in a state brought to humanity by God, who has accepted humanity. People who are renewed by Baptism are clothed not in the original, immaculate image of the first-created man, but in the image of the heavenly man, the God-man [1097]. The second image is so much more excellent than the first, as the God-Man is more excellent than the first man in his state of chastity.

The change brought about by Holy Baptism in man is quite clear, fully felt, but this change remains unknown to the majority of Christians: we are baptized in infancy, from childhood we give ourselves over to occupations belonging to the transitory world and fallen nature, we darken within ourselves the Spiritual Gift given by Holy Baptism, just as the radiance of the sun is darkened by thick clouds. But the gift is not destroyed, it continues to dwell in us throughout our earthly life. In this way, the sun, covered by clouds, is not destroyed and continues to exist. Only the baptized person will abandon the activity of the fallen nature, begin to wash away his sins with tears of repentance, crucify the flesh with passions and lusts, enter the field of activity of the New Man – the gift of the Spirit again begins to reveal its presence in the baptized, to develop, to prevail. Purification by repentance is the consequence and action of the grace implanted by Baptism. Repentance is the renewal, the return of the state produced by Baptism [1098]. A person who has been cleansed by repentance may have an experienced understanding of the change brought about in a person by Baptism.

"When we are baptized," says St. John Chrysostom, "then the soul, cleansed by the Spirit, shines brighter than the sun, and not only do we behold the Glory of God, but we also borrow from it a certain radiance. Just as pure silver, placed against the sun's rays, also emits rays, not only by its own nature, but also from the radiance of the sun, so the soul, being purified and made lighter than silver, receives from the Spirit a ray of glory and mutually emits it" [1099].

In the Book of the Acts of the Apostles, although there is no direct, factual account of the change that took place in those who were baptized by the Sacrament of Holy Baptism, because in the early Church everyone knew the change produced by Baptism, this change was evident to everyone through the fruits of the Holy Spirit, which for the most part were revealed immediately after baptism, but there are cases that have preserved for posterity proof of this change. Thus, when the eunuch of the Ethiopian queen was baptized and came out of the water, the Holy Spirit immediately descended upon him; the eunuch, no longer in need of a guide — the Spirit had become his satisfactory guide — set out with joy on his long journey, although he had just learned about the Lord Jesus Christ from the briefest conversation with the Apostle Philip [1100]. The Holy Spirit descended upon Cornelius the centurion, a pagan, and other pagans who were with him and believed in the Lord, even before baptism, and they began to speak in foreign languages, hitherto unknown to them, proclaiming the greatness of God, which they had not understood at all until that moment [1101]. In spite of the fact that the Spirit had already descended upon them, the holy Apostle Peter commanded that they be baptized in water, at the urgent request of the Sacrament. Church history has preserved for us the following event of great importance. The Roman emperor Diocletian, under whom the most cruel persecution of Christians was raised, spent the greater part of the year 304 after the birth of Christ in Rome. He arrived in the capital to celebrate his victories over the Persians. Among other entertainments to which the emperor indulged was a visit to the theater. A certain Genesius, a comic actor, greatly amused the audience with improvisations. Once, while playing in the theater in the presence of the emperor and a large assembly of the people, he, pretending to be sick, lay down on his bed and said: "Ah, my friends! I feel very heavy, I would like you to console me." Other actors answered: "How can we comfort you? Do you want us to stroke you with a scrape [1102] so that you feel better?" "Mad! he answered. "I want to die a Christian." "For what?" they said. "In order that on this great day God may receive me as a prodigal son." Immediately sent for the priest and the exorcist. They, that is, the actors who represented them, came, sat down by the bed on which Genesius lay, and said to him: "Our son, why have you called us?" They performed the entire rite of the Holy Mystery over him, then dressed him, according to the custom of the newly-baptized, in white clothes. Then the soldiers, continuing the game, took him and presented him to the emperor, as if for interrogation, like the martyrs. Genesius said: "The emperor and all his court! Wise men of this city! Listen to me. Whenever I happened to hear the name of a Christian, I felt a terrible aversion to this name, I heaped abuse on those who continued to confess this name, I hated even my relatives and friends on account of the name of a Christian, I despised this faith to such an extent that I studied its Sacraments exactly, in order to amuse you with their representations. But when the water touched me, naked, when I was questioned and answered that I believed, I saw a hand descending from heaven; surrounding her, the luminous angels descended upon me. They read in a certain book all the sins I had committed since childhood, washed them away with the same water in which I was baptized in your presence, and then showed me a book, which turned out to be clean (unwritten), like snow. Therefore, great emperor and people, you who have heaped ridicule on the Christian Sacraments, believe, as I believed, that Jesus Christ is the true Lord, that He is the Light of Truth, and that through Him you can receive forgiveness." Diocletian, utterly indignant at these words, gave orders to severely beat Genesius with rods, and then they delivered him up to the prefect Plautianus, in order to compel him to sacrifice to idols. For a considerable time he was beaten with iron nails and burned with burning torches. In the midst of these torments, he exclaimed: "There is no other king but Him Whom I have seen! I honor Him and serve Him! and if I were deprived of my life a thousand times for serving Him, I would always belong to Him! torments shall not pluck Jesus Christ out of my mouth or out of my heart. I am extremely sorry for my error, for the aversion I had to His holy Name, and for the fact that I became His worshipper so late." Genesius was beheaded [1103]. St. Gregory the Theologian, in his funeral homily for his father in the flesh, Gregory, Bishop of Nazianzus, who accepted Holy Baptism already in his old age, says the following: "The parent approaches regeneration by water and the Spirit, through which, as we confess before God, the man of Christ is formed and perfected, the earthly is changed into spirit and is recreated. He approaches the ablution with ardent desire, with bright hope, having purified himself as much as he could, becoming much purer in soul and body than those who were preparing to receive the tablets from Moses. Their purification extended to garments alone, consisted in short-term chastity and in bridling the belly somewhat; and for him the whole life that passed was a preparation for enlightenment and purification before purification, protecting the gift, so that perfection would be entrusted to purity and the good given would not be endangered by habits that opposed to grace. As he comes out of the water, light and glory shine upon him, worthy of the disposition with which he approached the gift of faith. This was evident to others as well. Although they then preserved the miracle in silence, not daring to divulge it, because each considered himself to have seen the same, nevertheless they soon informed each other about it. But to him who baptized and performed him with the Sacrament, the vision was very clear and intelligible, and he could not keep it secret, but publicly announced that he had anointed his successor with the Spirit" [1104]. Here St. Gregory the Theologian calls Holy Baptism rebirth by water and spirit, enlightenment, purification, gift, perfection, bestowed good, the gift of faith, the Sacrament. In the Homily on Baptism, the Theologian says the following: "This gift, like its Giver, Christ, is called by many and different names, and this comes either from the fact that it is very pleasant for us — usually he who has a strong love for something with pleasure hears the names of the beloved — or from the fact that the variety of blessings contained in it has produced names in us. We call it the gift, the grace, the baptism, the anointing, the enlightenment, the garment of incorruption, the bath of the Resurrection, the seal — everything that is worthy of honor for us" [1105]. In the same Sermon St. Gregory exclaims: "To know the power of this Sacrament is already enlightenment!" This is how Holy Baptism was understood by Gregory the Theologian, who was baptized in adulthood, who learned from his own experience and from the experience of other holy men of his time, that ineffable change, that complete rebirth, that new life which is felt from the Sacrament of Baptism by those who have been baptized worthily, who have prepared for Baptism properly, and therefore felt and knew all its power. As we have seen, St. Gregory the Theologian mentions the illumination of the wondrous Light of his parent, who came out of the font. A friend of the Theologian, St. Basil the Great, Archbishop of Caesarea in Cappadocia, was also subjected to a very perceptible effect of the Sacrament. This is narrated in his life [1106].

Careful preparation is necessary before receiving Holy Baptism. In careful preparation lies an indispensable condition for the great Mystery to bring forth its abundant fruit, so that it may serve for salvation, and not for greater condemnation. This is said to explain the Sacrament, and especially to those who approach it not in infancy, at which, due to the circumstances of the present time, almost all of us receive Baptism. Preparation for Holy Baptism is true repentance. True repentance is an indispensable condition for Holy Baptism to be received in a worthy manner, for the salvation of the soul. Such repentance consists in recognizing one's sins as sins, in regretting them, in confessing them, in forsaking a sinful life. In other words: repentance is the consciousness of the fall, the awareness of the need for a Redeemer, repentance is the condemnation of one's fallen nature and the renunciation of it for the sake of the renewed nature. It is necessary that our vessel – I call the human mind, heart and body a vessel in relation to Divine grace – be pre-cleansed in order to receive and preserve the Spiritual Gift taught by Holy Baptism. It is necessary that this vessel should not only be cleaned, but also examined diligently; it is necessary that the damage in it, especially the wells, is carefully repaired; but if they remain uncorrected, then the living water [1107] poured into the vessel by Holy Baptism will not remain in the vessel: it will pour out of it, to its greatest calamity. I call sinful habits wells. It is necessary that our Jerusalem should be surrounded everywhere, as by walls, by good manners and customs: only then can our fallen nature be offered as a sacrifice and burnt offering, in the font of Baptism, and the renewed nature, provided by Baptism, become an altar useful for offering sacrifices and burnt offerings, pleasing to God [1108].

What can be the use of Baptism when we do not understand our fall, when we do not even recognize that our nature is in a state of the most sorrowful fall? When do we consider the obscene good of fallen nature to be elegant and pleasing good? when we strive to do this good with perseverance, not noticing that it only nourishes and grows our self-love in us, only distances us more and more from God, only strengthens and imprints our fall and falling away? What can be the use of Baptism when we do not consider even mortal sins to be sins, for example, adultery with all its branches, but call them the enjoyment of life? when we do not know that our nature has been renewed by Baptism? when we completely neglect activity according to the laws of a renewed nature, showering it with blasphemy and ridicule?