Том-5

«Во время кончины сластолюбивое сердце служит для души темницею и оковами; любящее же подвиг — дверью отверстою» [393].

«Железные врата, вводящие в Иерусалим, — образ жестокого сердца: отверзаются они сами собою ведущему подвижническую жизнь и терпящему скорби, как отверзлись апостолу Петру» [394].

«В то время, как действует в тебе память Божия, умножай моление, чтоб и Господь воспомянул о тебе, когда забвение о Нем нападет на тебя» [395].

«Милостивое сердце очевидно привлечет к себе милость: противоположное этому, естественно, должно случиться с сердцем, находящимся в расположении, противоположном милости» [396].

«Закон духовной свободы научает истине, и многие знают его поверхностным разумением, но не многие уразумевают по мере исполнения заповедей делами» [397].

«Совершенство духовного закона сокрыто в Кресте Христовом» [398].

«За скорби уготовано человекам благое; злое — за тщеславие и сластолюбие» [399].

«Обижаемый человеками избегает греха и обретает заступление, соразмерное скорби» [400].

«Кто верует Христу, обетовавшему воздаяние, тот усердно, по мере веры, претерпит всякую обиду» [401].

«Кто молится о человеках, обижающих его, тот низлагает бесов; низлагается бесами тот, кто дозволит себе противоборство обижающим его человекам» [402].

«Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно, для терпящего, бывает причиною чистоты» [403].

«Живя в довольстве, принимай попущаемые скорби и, как долженствующий дать отчет, воспрещай себе излишества» [404].

«Случившаяся нечаянно скорбь напоминает благоразумному о Боге, уязвляя забывшего о Боге соразмерно вкравшемуся забвению» [405].

«Умственно показывай себя Владыке: человек бо зрит на лице, Бог же на сердце» [406].

«Всякая невольная скорбь да научает тебя обращаться к памятованию Бога, — и не оскудеет в тебе побуждение к покаянию» [407].

«Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг» [408].

«Неудобопростительно нерадение о всех посильных добродетелях; милостыня и молитва восставляют нерадевших» [409].

«Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями» [410].

«Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби: жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности» [411].

«Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» [412].