Том-5
«Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу. Говорит Писание: нечестивый и беззаконницы же изженутся [459]; оно же говорит: еси же хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» [460].
«Во время скорби постарайся заметить действие сластей: они, утешая в скорби, бывают нам приятны» [461].
«Некоторые называют мудрыми понимающих и объясняющих различные предметы в видимом мире: мудры — обладающие своими пожеланиями» [462].
«Если увидишь сильное движение в душе, влекущее к страсти безмолвствующий ум, то знай, что ум предупредил это невольное действие действием произвольным, произвольно приведя в движение страсть и насадив ее в сердце» [463].
«Когда престанешь исполнять на деле плотские похотения, по учению Писания, тогда, при помощи Господа, удобно прекратится и в душе невидимое действие страстей» [464].
«Бог вменяет нам и дела и намерения. В Писании сказано: Господь воздаст коемуждо по деянием его [465]; также сказано: даст ти Господь по сердцу твоему» [466].
«Незанимающийся постоянно рассматриванием своей совести не возложит на себя и телесных подвигов для стяжания благочестия» [467].
«Невозложивший на себя произвольно подвигов для стяжания благочестия тем сильнее будет подвергаться скорбям невольным» [468].
«Совесть есть книга естественного закона. Читающий эту книгу, исполнением на деле требований ее, опытно познает, что Бог вспомоществует человеку» [469].
«Познавший волю Божию и исполняющий ее по силе малыми трудами избежит трудов великих» [470].
«Хотящий победить искушения без молитвы и терпения не возможет отразить их от себя, — запутается в них еще более» [471].
«Благое направление совести приобретается молитвою, и чистая молитва — правильно настроенною совестию. Одно служит последствием другому естественно» [472].
«Иаков устроил Иосифу пеструю одежду, и Господь дарует кроткому разум истины, по свидетельству Писания. Научит Господь, — говорит оно, — кроткия путем Своим» [473].
«Господь сокровен в заповедях Своих, — и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его» [474].