Том-5

«Если впадешь в уныние при молитве или подвергнешься многообразным напастям от врага, то приведи себе на память  предстоящее тебе исшествие из этой жизни и лютые адские муки. Но лучше прилепляться к Богу молитвою и возложением на Него всех попечений, нежели прибегать к воспоминаниям, нарушающим сосредоточенность, несмотря на пользу их» [491].

«Не признается воздержником тот, кто развлечен разнообразными помыслами, хотя бы они и были полезны: не полезнее они молитвы» [492].

«Кающийся правильно не думает, чтоб его подвиг покаяния служил удовлетворительным возмездием за соделанные грехи, но усиливается подвигом покаяния умилостивить Бога» [493].

«Сколько бы мы ни умножили сегодня добродетель нашу, — этим не заслужим воздаяния: это — обличение предшествовавшего нерадения» [494].

«Великая добродетель — терпеть приключающиеся скорби и любить ближнего ненавидящего, по заповеданию Господа» [495].

«Знак нелицемерной любви — прощение обид. Так и Господь возлюбил этот мир» [496].

«Невозможно простить от сердца обиду без истинного духовного разума: духовный разум объясняет, что все, постигающее каждого, есть его собственность» [497].

«Ничего не потеряешь из того, что оставишь ради Господа: оставленное возвратится, в свое время, с великим избытком» [498].

«Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего» [499].

«Делающий добро и ищущий воздаяния служит не Богу, а своей воле» [500].

«Согрешившему невозможно избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению» [501].

«Уразумевший, что нашествие злоключений извне попущается нам правдою Божиею, нашел, ища Господа, и разум и правду» [502].

«Если уразумеешь, как научает тому Писание, что по всей земли судбы Господни [503], то всякий случай соделается для тебя учителем Богопознания» [504].

«С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны: приличное наведение для каждого ведает един Бог» [505].

«Подвергшись какому-либо бесчестию от человеков, знай, что этим тебе уготовляется слава от Бога, — и пребудешь в  бесчестии беспечален и несмущен, во славе же, когда она придет, верен и неосужден» [506].

«Похваляемый многими, по благоволению Божию, отнюдь не примеси никакого самохвальства к похвале, устрояемой по смотрению Господню, чтоб не попустилась перемена, чтоб ты не подвергся, вместо похвалы, бесчестию» [507].

«Когда ум, вооружившись мужеством о Господе, начнет отвлекать душу от долговременных греховных навыков, тогда сердце как бы разрывается, будучи отвлекаемо в две противоположные стороны умом и страстию, действующими подобно двум воинам, враждебным друг другу» [508].

«Никто столько не благ, столько не милостив, как Господь; но и Он не прощает некающемуся» [509].

«Печалимся о грехах, а к причинам их сохраняем привязанность» [510].

«Когда грешная душа не принимает с покорностию попускаемых ей скорбей, тогда говорят о ней Ангелы: врачевахом Вавилона, и не изцеле» [511].

«Ум, предав забвению духовное разумение истины, ратует против человеков за вредное для него как бы за полезное» [542].