388. Благость к ближнему — матерь чистоты [866].

389. От многих попечений и рассеянности зарождаются страсти [867].

390. Жестокосердие — отец гнева [868].

391. Душевный пост состоит в отвержении попечений [869].

392. Увлечение попечениями — падение души; исправляется она безмолвием в разуме [870].

393. Насыщение сном возбуждает страсти в теле; умеренным бдением охраняется сердце от страстей. Излишний сон сообщает сердцу дебелость, умеренное бдение изощряет его [871].

394. Плачем изгоняются из души все страсти [872].

395. Не уязвляй совести ближнего, и стяжешь смиренномудрие [873].

396. От славы человеческой мало-помалу рождается гордость [874].

397. Любящий полное довольство во всем утрачивает духовный разум [875].

398. Воздержание чрева укрощает страсти; удобно возжигает их прихотливое употребление пищи [876].

399. От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает из сердца добродетели [877].

400. Любовию к Богу изгоняется леность; рождается она там, где отсутствует страх Божий [878].

401. Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиною уныния и раздражительности [879].

402. Кто отсекает волю свою пред ближним, тот доказывает этим, что ум его — служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего [880].

403. Страх Божий и тайное поучение хранят душу от страстей, а беседы о мирских делах помрачают ее и отклоняют от упражнения в добродетелях [881].

404. Пристрастие к веществу возмущает ум и сердце; обновляет их презрение вещества [882].

405. Умалчиванием греховных помыслов обнаруживается искание похвал и срамной славы мира. Тот, кто открывает искренно страстные помыслы отцам своим, изгоняет из себя эти помыслы [883].

406. В дом, не имеющий ни дверей, ни окон, свободно вползают гады и змеи. Подобен такому дому подвижник, не хранящий подвига своего [884].

407. Ржавчиною снедается железо, и честолюбием — сердце человека, потворствующего этой страсти [885].