«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, если принять скорби ваши наказанием, то и из этого видно, что вы не лишены любви Божьей, как святой апостол Павел пишет: «...сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. А ще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказу ет отец? Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12; 5-8). Видите, когда мы наказуемей, то обретаемся как дети у Господа, а ежели не имеем наказания, то уподоблены прелюбодейчищным, а не родным детям. Так, когда вы имеете скорби, знайте, что не забыты у Господа, и Он промышляет об вас, и в том будьте уверены, что Он не пошлет выше меры искушения, но с искушением пошлет и избытие. В наносимых вам скорбях никого не вините из оскорбляющих вас, ибо Господь вас наказует, а люди суть токмо орудия Божии, коими Он действует.

Находясь в искушениях, видьте себя, сколь далеко отстоите от любви к Богу и ближнему, из коих первая состоит в исполнении святых Его заповедей, а вторая заключается не только в люблении ближних, но даже и самих врагов наших: преступая же хотя одну эту заповедь, далеко отстоите и от любви к Богу. Но Бог любит вас, от любви посещает и скорбями, наказуя за грехи здесь, чтобы в будущем веке освободить от них; также — искушая веру и исправляя нравственность. Чем больше вера и любовь наша искушается (испытывается), как не терпением скорбей и извещением себя, что они по воле Божией нам посылаются? И как лучше увидим худую свою нравственность, если не всем тем, что случается нам против желания нашего? От сего постараемся и о исправлении, призвав в помощь Всесильного Бога и познавая свою немощь. Когда будете в этих случаях себя обвинять, то получите облегчение в скорбях ваших, потому что Бог призирает на смирение и посылает помощь, а если поставляете виной других, то еще более тягостны будут для вас скорби. Имея разум, следуйте лучшему.

Не отчаивайтесь, а веруйте твердо, что скорби бывают не просто слепым случаем, но попущением Божиим по недоведомым нам судьбам; веруйте, что Бог богат в милости, и если наказывает, то отеческий жезл Его простирается к испытанию или наказанию, или к смирению и уничтожению гордыни нашей, «во смирении нашем помяну ны Господь» (Пс. 135; 23); «терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс. 39; 2). Укоряйте себя, а не других. Если люди нам причиняют скорби, то они сами не могут ничего нам сделать без попущения Божия, но ими действует Он в деле нашего спасения.

Может быть, есть какие другие грехи, которые праведный Суд Божий дарует к очищению. И когда будем принимать наказания с таким разумом, то скорби облегчаются и совсем упраздняются. А когда будете обвинять других, то более отягощаются.

Не Бог ли действует тут? Он может и каменное сердце претворить в мягкий воск; умилостивляйте Его смирением, а не ропотом. Не приводите в пример богача Евангельского, тот совсем был отчужден подаяния ближним, и на Лазаря взирайте так: что Бог так попустил ему страдать к вящему увенчанию его. Неужели бы не мог Бог послать ему утешения с другой стороны? Но этим показаны и богатого жестокость, и нищего великодушное терпение. Мудрый из обоих примеров извлечет себе пользу и не будет строгим судьей других, а себя. А где будет о нас Божие благоволение, то и сарацинскому сердцу Бог возвестит сотворить с нами милость. Помните, что не тогда только мы можем назваться верными, когда получаем благодеяния Божии, но когда принимаем с благодарением и наказания от руки Его — тут-то и вера наша искушается: истинно ли мы веруем в Его Промысл? Мы, так как христиане, должны иметь для себя руководством в жизни и укреплением святое Евангельское учение, которое нас уверяет, что и волос главы нашей не погибнет без воли Божией, и птица не падет без нее. Когда уже нечувственный волос и малое создание — птичка, находятся под Промыслом Божиим, то что можем о себе сказать? О всегдашнем над нами Промысле, к вышеписанному, и эти слова Спасителя нашего удостоверяют: «Отец мой доселе делает и Аз делаю» (Ин. 5; 17). Что иное делает Он, как не промышляет о всем мире, и — что еще важнее — о спасении нашем? А что полезное всегда нам подает, Сам Он учит: «...Кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему?или ащерыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11; 11,13). Изливайте же сердца ваши пред Богом, могущим спасти вас и подать утешение — «пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу» (Пс. 141; 3), и во многих скорбях своих святой Давид прибегал ко Господу и получил избавление и утешение. Так и мы прибегаем к Нему, человеколюбивому Отцу; Он Сам к этому нас возбуждает: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя и прославиши Мя» (Пс. 49; 15). Не забудьте прочитать "Апологию" святителя Димитрия Ростовского во утоление скорби; Господь силен вас укрепить, утешить, свободить.

3. Где искать утешение в скорбях?

Где ж искать христианину утешения в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель, — но веровать, что Он и промышляет о нас Всесильною Своею десницей, и все устраивает для нас на пользу, хотя мы этого и не можем разуметь по дебелости нашего разума, помраченного мглою страстей наших, от нашего произволения в нас действуемых; а водимые страстями, и скорбь сильнее ощущаем. Святая вера наша учит нас, сколько нужно для нас скорби к снисканию будущей блаженной вечности. Она же доставляет нам и утешение; не сомневаюсь, что вы в жизни своей испытали разного рода увеселения, приятности, почитаемые людьми благополучием, но прочны ли они? Прошедшее — как сон, дело идет о настоящем, будущее неизвестно. Вы теперь скорбите, и принимаете скорби ваши посещением Божиим за грехи, — это чувство христианское, и вы можете найти в нем облегчение и утешение, — то есть, в сознании себя пред Богом виновными; раскаянием, сожалением, удалением от грехов и в покорности Его воле принять наказание для вечной вашей пользы. Не ослабевайте, но умножайте веру вашу, и утешайте себя надеждой на милосердие Божие! Верой ищите укрепления в слове Божием; оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение; оно учит нас, что «егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12; 6). Слово Божие говорит, что пространный путь и широкие врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкие врата — в живот вечный, и паки: «горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам смеющимся; яко возрыдаете». А, напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды (Лк. 6; 20-26); потом притчей о богаче и убогом Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорбями и страданиями, подобно Лазарю, приобретают оные (блага), и еще то, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Видите, что вы не оставлены Богом, но по любви Его наказуетесь; и ежели находились на пространном пути, то Он невольно вас сводит на прискорбный, ведущий в жизнь вечную. Принимайте это с верой и надеждой и приносите Господу благодарение за неизреченное Его к вам милосердие, от этого получите в несении ваших скорбей облегчение и утешение, а ежели будет воля Господня, то и совершенное от них освобождение.

44. Душе моя, восстании!

Восстань, душа моя, спавшая доныне во грехе, отряси сон свой, спеши и в покаянии ищи прибежища; и Правдивый умилостивится, может быть, слезами твоими. Ежечасно проливай пред Судьей слезы сокрушения о срамных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои... Сугубо плач о себе, чтобы Правдивый и услышал тебя, и примирился с тобой. Увы, душа моя! Зачем не радеешь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии проводишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что станешь отвечать в оправдание свое, представ престолу Страшного Судии? Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достояние твое, а ты и не разумеешь того! Вострепещи, несчастная, и ужаснись мучений, какие сама себе приготовила ты! Плачь о себе, сообщница нечистых сил, потому что повсюду с тобой пойдет вечный огонь... Глубоко погрязла ты в похотях и никогда не изникала из них. Терниями и волчцами заглушены помышления твои, и не принесла еще ты плодов покаяния. Страсти обуревали тебя, как волны, и потопили корабль твой в море грехов. Никогда не приводила ты себе на память того дня, который подвергнет испытанию все сокровенное. Что будешь делать, когда приведет тебя в трепет глас, требующий, чтобы шла ты в сретение Жениху? Свет очей твоих померкнет и исчезнет — и останешься ты вне с юродивыми девами. Запасайся елеем (добрых дел), бедная душа, пока есть еще время к оправданию! Проси себе оставления грехов вместе с блудницей и слезами своими врачуй язвы свои! Отверста еще дверь покаяния, войди, очистись от скверн своих! Ты, желающий спасения сынов человеческих, пощади душу, удалившуюся от Тебя! Прими ее, Господи, с обычною Тебе милостью. На праведном Суде щедроты Твои да покроют меня, грешного, и да избавят меня от мучения. Ты, оставляющий грехи и милующий туне, прости мне душевные прегрешения на праведном Суде! Славословие Тебе от заблудивших, которых собрал и привел Ты к покаянию!

(Из творений преподобного Ефрема Сирина)

«Что спиши?»