«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В десятый день по Вознесении Господнем или в пятидесятый по Его Воскресении Святая Церковь светло празднует Сошествие Святаго Духа на апостолов. День Пятидесятницы праздновала и Ветхозаветная Церковь, воспоминая великие события на Синае, которые совершились в 50-й день после исхода евреев из Египта. Тогда Господь чрез Моисея дал народу Своему закон; теперь, в сей же день Пятидесятницы, ниспослал Своим возлюбленным ученикам благодать Всесвятаго Духа. Вот как повествует о сем событии благоглаголивый евангелист Лука: "При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы были единодушно вместе (по преданию, в Сионской горнице, в доме Иоанна Богослова, где совершена была и Тайная Вечеря. Они не отлучались из Иерусалима, ожидая исполнения обетования Вознесшагося Господа о ниспослании им Утешителя). И внезапно, — продолжает священный повествователь, — сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать". В это время в Иерусалиме было много иудеев, собравшихся на праздник не только из Палестины, но и из других, даже самых отдаленных стран. И вот, когда сделался этот шум, то сбежалось множество народа, и все пришли в смятение, потому что каждый услыхал свое наречие. Тут были и парфяне, и мидяне, и другие обитатели дальнего Востока, тут были и жители Рима, и других областей запада, были из Малой Азии — с севера, и из Аравии и Египта — с юга. И все они изумлялись и дивились, и с недоумением спрашивали друг друга: "Не все ли, которые говорят здесь — галилеяне? Как же мы слышим, что они проповедуют великие дела Божии не на своем галилейском, а на наших природных наречиях? Что бы это значило?"

Действительно, с апостолами произошла чудная перемена: до сего времени робкие рыбари галилейские, не понимавшие многих тайн учения Христова, теперь, исполнившись благодати Святого Духа, они соделались учителями вселенной, получили дерзновение проповедать пред царями и народами достопоклоняемое Имя Христово и с непобедимым мужеством, исполненным несомненного упования, положили за Него души свои. О силе и действии их проповеди на сердца слушателей можно судить уже потому, что в самый день сошествия на них Утешителя Духа, после проповеди апостола Петра, крестилось до 3000, а чрез несколько дней, после исцеления хромого от рождения, еще до 5000 человек! Столь могущественно было действие благодати Всесвятого Духа, излившейся ныне на апостолов, а чрез них и на всю Церковь Христианскую!

Сей праздник называется днем Святыя Троицы, потому что в празднуемом событии открылась слава всех Трех Лиц Триипостасного Божества. Господь обещал ученикам Своим: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам» (Ин. 14; 16). Итак: Отец благоволил послать, Сыне исходатайствовал у Отца сие благоволение, а Дух Святый нисшел на апостолов, как равный Отцу и Сыну, как Бог Самовластный. Праздник продолжается два дня; в первый день празднуется самое событие, а на другой день прославляется Виновник события — Дух Святый. А потому сей день называется «днем Святаго Духа».

Праздник Святой Троицы есть один из наиболее любимых и почитаемых православными. К этому празднику в наших пределах природа вполне оживляется после зимнего сна: поля и леса покрываются свежей зеленью, на лугах появляются столь давно желанные первенцы лета — цветы, в воздухе разливается благоухание цветущей весны и слышится веселая песнь пернатых певцов. Природа как бы нарочито украшается во все свое убранство, приготовляясь к достойному сретению сего праздника в честь Всеоживотворяющего и Обновляющего Духа-Утешителя, и православные христиане Ему посвящают начатки обновляющейся и расцветающей природы. Посему-то в праздник Святой Троицы издревле существует знаменательный обычай украшать не только храмы, но и свои жилища, и даже могилы усопших древесными ветвями, устилать помост церковный свежей душистой травою, присутствовать при Богослужении с благоухающими цветами. Этот обычай заимствован от Ветхозаветной Церкви, в которой в праздник Пятидесятницы синагоги (т.е. места молитвенных собраний у евреев) и дома были украшаемы ветвями дерев, травою и цветами. Так, без сомнения, в день Пятидесятницы была украшена и Сионская горница, где Дух Святый сошел на апостолов . Обычай этот напоминает нам явление Святыя Троицы Аврааму под дубом Мамврийским в виде Трех Странников (как издревле и приняла Православная Церковь изображать на иконе Три Лица Пресвятыя Троицы) и побуждает нас подражать страннолюбию патриарха. Кроме того, ожившие после зимы зеленые ветви говорят нам о нашем воскресении после смертного упокоения и о райском блаженстве в сенях небесных. А благоухающие цветы, приносимые в храм Божий молящимися, служат образом многоразличных даров благодати Всесвятаго Духа, соделывающего христианина благоуханием Христовым, ибо украшающие христианина добродетели, подобно благовонным цветам, привлекают к нему сердца человеческие.

Другие особенности этого праздника:

1) На вечерне читается семь умилительных молитв святого Василия Великого, разделенных в честь Пресвятыя Троицы на три части; в них Святая Церковь испрашивает нам благодать Святого Духа, усопшим братиям нашим ослабу и упокоение, а дабы эти молитвы приносимы были верными более бодренным умом и чистым сердцем, и дабы не оскорбить испрашиваемой благодати Всевышнего Утешителя преждевременным ядением, а вместе соблюсти и правило церковное, воспрещающее поститься в день воскресный, — по этим причинам и самая вечерня соединяется в сей день с литургией ("Воскресные чтения" 1843—1844 гг. С. 83).

2) При чтении этих трогательных молитв Святая Церковь впервые после Великого Поста повелевает чадам своим преклонить колена пред Господом. Известно, что церковные правила воспрещают коленопреклонения и земные поклоны, как неприличные празднованию Воскресения Христова, на все время от Пасхи до Пятидесятницы, а равно и во все воскресные дни в году (Правило 20-е I Вселенского Собора).

3) Подобно Светлой Неделе, во всю седмицу после праздника Святыя Троицы бывает разрешение на всякую пищу.

4) Со дня Святыя Троицы при богослужении начинают читать молитву в честь Святаго Духа: «Царю Небесный…», а на литургии петь: «Видехом свет истинный...», которые не употребляются со Страстной Седмицы до сего дня.

(Обетования Господа святым Его апостолам)

5. Успение Пресвятой Богородицы

Из всех праздников в честь Пресвятыя Владычицы на шей Богородицы праздник Ее Славного Успения есть наиболее торжественный. В Ее Успении открылась неизреченная слава Ее, как Матери Жизнодавца, и в преславном преставлении Ее на небо Она возвеличена превыше Херувимов и Серафимов. Вот почему Святая Церковь почитает нужным приготовить чад своих к достойному празднованию этого события особым двухнедельным постом. Предлагаем об этом событии краткое повествование.

По Вознесении Господнем Пресвятая Богородица пребывала в дому возлюбленного ученика Христова, святого Иоанна Богослова, которому Господь поручил попечение о Ней во время крестных страданий Своих. Часто посещала Пренепорочная Дева места, освященные страданиями, смертию и Воскресением Ее Сына и Бога, но особенно любила Она уединяться на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо. Здесь-то, за три дня до Ее Успения, предстал Ей Архангел Гавриил и благовествовал о близком преселении Ее в горние обители. При сем небесный вестник вручил Ей райскую ветвь в знамение Ее торжества над смертию. Небесною радостью просияло лицо Богоблагодатной Марии при этой вести, возвратившись в дом апостола Иоанна, Ойа сообщила ему о скором преставлении Своем и стала делать распоряжения о Своем погребении. Узнали о сем верующие, отовсюду с горькими слезами спешили они на Сион, чтобы еще раз утешиться лицезрением Благословенной в женах, еще раз поклониться Ей и благословиться от Нее. Между тем, непостижимая сила Божия собрала от всех концов вселенной проповедников Евангелия; восхищенные на облаках небесных, апостолы были перенесены в Иерусалим к дому Богоматери. Одного Фомы смотрением Божиим не оказалось между ними. Велика была скорбь их, когда они узнали, для чего Господь собрал их сюда.

Настал 15-й день августа. Множество светильников возжено было в храмине. Святые Апостолы окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Матерь Божия. Внезапно облистал свет Божественной славы, пред коим померкли пылавшие свечи, верх храмины как бы исчез, и явился Сам Господь Иисус Христос, окруженный тьмами Безплотных Сил и Святых Праотцев и Пророков. С радостным восторгом изрекла Преблагословенная: "Величит Душа Моя Господа, и возрадовася Дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея!" И, поднявшись с ложа во сретение Господа, поклонилась Ему. "Прииди, ближняя Моя, — вещал Ей Господь, —прииди, Возлюбленная Моя, прииди и вниди в обители вечной жизни". — "Благословенно Славное Имя Твое, Господи Боже Мой! — отвечала Богоблагодатная, — Ты знаешь, что Я возлюбила Тебя всем сердцем Моим, приими же теперь Дух Мой с миром и огради Меня от лукавых духов". Господь утешал Ее сладчайшими словами, и Она, произнесши: "Готово сердце Мое! буди Мне по глаголу Твоему!" — возлегла на ложе и тихо, безболезненно почила сном смерти, предавши Пречистую Душу Свою в руце Сына и Бога Своего. Тогда началось радостное Ангельское пение: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!" И лики Безплотных с торжеством сопровождали возносимую Самим Господом Душу Богоматери в небесные селения.