«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Особенно те, которые по доброму изволению и обету принимают на себя упражнение в каком-либо роде дел милосердия, никогда не должны забывать, что обет никого не вяжет поневоле, но что связавший себя обетом добровольно не может расторгнуть его безвинно, и что, по слову Господню, «никтоже возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк. 9; 62). Аминь.

(Из сочинений святителя Филарета, митрополита Московского)

Для чего положено повторять «Господи, помилуй» по несколько раз?

Не напрасно Церковь Православная установила многократное повторение «Господи, помилуй». Вы попробуйте хоть на домашней, вечерней, уединенной молитве произносить эти два слова ясно, внимая им и самим себе, углубитесь в них всем умом и помышлением своим, — и вы непременно ощутите необыкновенное расширение вашей молитвы, вы даже не договорите «Господи, помилуй» и 50 разов одним и тем же голосом, у вас займется дух, закипят на сердце слезы, и вы только умственно станете произносить их, повергшись в прах пред Вечным Судиею и Искупителем нашим. Это имела в виду и Церковь, учреждая литии. Для того она и установила многократное повторение «Господи, помилуй», чтобы и самый рассеянный человек вошел в самого себя, вникнул в смысл этой краткой, но многознаменательной молитвы. А смысл ее очень глубок и всеобъемлющ. Не напрасно же святые Отцы называют ее сокращением всех молитв...

12. «Завтра приду!»

Слышишь слово сие от людей: «завтра приду». Слово сие говорит человек, когда его другой к себе зовет; тогда он, или делом каким занят, или иную какую нужду имея и от дома своего отлучится не может, зовущему его отвечает так: «завтра приду». Христианине! Христос нас зовет к Себе, и зовет всегда и непрестанно: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28). Здесь Христос Господь призывает на покаяние и чрез покаяние всех грешников к Себе. Но многие христиане отлагают мое покаяние и как бы отказывают Христу, и хотя не устами, но сердцем говорят: «завтра приду». У всех, которые день от дня обращение и покаяние истинное отлагают, таковая мысль есть, и слово сие — «завтра приду», в сердце имеются. Все таковые говорят в сердце своем: «завтра приду». Говорит блудник, прелюбодей и нечистоты любитель: «завтра приду». Говорит пьяница и сластолюбец: «завтра приду». Говорит в гордости, пышности и в суете мира сего живущий: «завтра приду». Говорит сребролюбец, вор и хищник: «завтра приду». Говорит всяк грешник, который в грехах живет и не исправляется: «завтра приду». А многие до болезни, многие до кончины своей покаяние свое отлагают. Есть такие, которые и не думают о том. Таковые неотменно говорят в сердце своем: «несть Бог» (Пс. 13; 1). О, бедный грешник! почто утрешний день обещаешь себе, который не в твоей, но в Божией власти есть? Что, когда завтрашнего дня не дождешься? Что, когда Царский указ к тебе приидет тотчас, и позовет тебя Царь Небесный Господь не к покаянию уже, но к ответу и Суду? Какой страх, трепет, ужас и отчаяние будут колебать тогда душу твою! Смерть невидимой дорогой за всяким ходит и восхищает человека, когда не чает, и где не чает, и как не чает. Что, когда она и к тебе в таких мыслях приидет, и без голоса возгласит тебе: "Иди, человече, Господь Вседержитель зовет тебе?" — Что, будешь ли говорить тогда: «завтра приду!» Нет! хотя и не хочешь, но пойдешь. Но с какой надеждой? Не знаю! — Грешная душа! Бог обещал нам благодать Свою и милость, но утрешнего дня не обещал. А Дух Святый глаголет: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пл. 94; 7, 8). Проповедники Христовы то и знают, что покаяние проповедуют и грешникам возглашают: покайтеся и приидите ко Христу. Но грешная душа отвечает в сердце своем: «завтра приду!» Слепой грешник! рассуди и осмотрись, кому ты так отказываешь в сердце своем. «Завтра приду?!» Зовет тебя Бог и Господь твой, Создатель твой, Царь царствующих, зовет щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый Господь, зовет любезно, зовет Иисус, Искупитель твой, Который пострадал и умер за спасение твое; зовет, да не впадешь в вечную погибель и смерть, зовет в вечное Свое царство и блаженство. Он жалеет тебя, яко Милосерд, да не погибнешь. Но ты Ему отвечаешь мыслью и нераскаянным нравом, и неисправным сердцем: «завтра приду!» Бесстыдно царю земному отказывать и говорить: «завтра приду»; весьма тяжко и бесстыдно Небесному Царю отказывать и ответствовать: «завтра приду». Тяжко и бесстыдно, но и страшно. Ибо будет время, когда восхотят грешники придти к Нему, но «затворены будут двери». Тогда услышат: «не вем вас», вы Мене не знали, и я вас не слушаю (Лк. 13; 25-27). «Понеже звах, и не послушаете, и простирах словеса, и не внимаете, но отметаете Моя советы, и Моим обличением не внимаете: убо и Аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба» (Притч. 1; 24-26). Сего ради глаголет: «днесь, еще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших!» Не медли убо, грешник, обратитися ко Господу, да чтобы не вместо милости Божией Суд Божий на себе не дознал. Ко Христу приходим не ногами, но сердцем, не пременением места, но пременением воли и нравов в лучшее. Кто внутри себя изменится, и от злого обычая отставши покаянием себе очищает, и всякого бережется греха, и воле Христовой угождает, тот ко Христу идет, и уже не говорит: «завтра приду», по с Пророком глаголет: «готово сердце мое Боже, готово сердце мое!» (Пс. 107; 2). Се иду! «Востав, иду ко Отцу моему, и реку Ему: Отче, согреших на небо и пред Тобою; и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» (Лк. 15; 18). О, коль любезно смотрит на таковую душу возвратившуюся и идущую к Себе Иисус Христос! — "Ах, сын Мой изгибший ко Мне возвращается цел! Милуя, помилую его, и щедря, ущедрю его. Радуйтеся Ангели, яко обретеся погибшая драхма. Сын Мой, отлучившийся от Мене, ко Мне возвратился здрав. Любезное Мое создание, человек по образу Моему и по подобию сотворенный, но погибший, цел обретеся". Бедный грешник! встанем мы так, и поскорее поспешим к Благоутробному Отцу нашему. Он ждет нас и пришедших распростертыми руками обымет. Нигде и ни в чем покоя мы не сыщем, кроме Его. Он един упокоевает нас: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы!» Полно уже на чужой стороне медлить, полно злому господину работать, полно грехами, яко рожцами негодными, питаться. «Воставше», пойдем к Отцу нашему, и будет питать нас трапезою, каковая сынам Его представляется: «Отче! согреших на небо и пред Тобою: и уже неемь достоин нарещися сын Твой: сотвори убо мя, яко единаго от наемник Твоих!»

(Из книги "Сокровище духовное " святителя Тихона Задонского)

Горящая свеча

Человече! Что свеща горящая пред тобою, тое пред тобою житие твое. Чем свеща более горит, тем более умаляется: тако ты? чем более живешь, тем более сокращается житие твое. Догорает свеща и погасает, тако оканчивает человек житие свое и умирает. Как погаснет свеща, то кажется, как бы ее не было, — тако, когда умрет человек и погребется, кажется, как бы и не был. Видишь, человек, что есть человек, и что есть житие его! Поминай убо, что тако и житие твое погаснет, как видишь погасшую свещу; и заранее готовься к кончине твоей, да блаженно скончаешися. «Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишатся аз? Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый! Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я» (Пс. 38; 5-7).

(Из книги "Сокровище духовное" святителя Тихона Задонского)

13. Толкование на «Господи, помилуй»

Молитва "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", или сокращеннее — "Господи, помилуй " — со времен апостольских дарована христианам с тем, чтобы они произносили ее непрестанно. Но что значит сие: "Господи, помилуй", — весьма немногие знают ныне и взывают каждый день бесполезно и напрасно: "Господи, помилуй", — а милости Господней не получают, потому что не знают, чего ищут.

Мы должны знать, что Сын и Слово Божие, с тех пор как воплотился и, сделавшись человеком, пострадал на Кресте, пролитием Пресвятой Своей Крови искупил человека из рук диавола, — с того времени по преимуществу соделался Господом и Властителем человеческого естества. Ибо хотя и прежде вочеловечения он был Господом всех созданий видимых и невидимых, как Творец и Создатель их, но для людей и демонов, которые сами от себя не захотели иметь Его Господом и Властителем своим, не был и Он — Господь всего мира, Господом. Ибо Всеблагий Бог сотворил Ангелов и людей самовластными и даровал им разумность, как праведный и истинный, Он не восхотел их лишать самовластия и господствовать над ними по принуждению, против их желания; но теми, которые желают быть под властью и управлением Божиим, теми управляет и охраняет их, а тех, которые снова не хотят, их оставляет исполнять собственную их волю, как самовластных. Потому и Адама, который был прельщен отступником диаволом, сделался и сам отступником от Бога и не захотел послушать Его заповеди, Бог предоставил его самовластию и не восхотел господствовать над ним насильственно; а завистливый диавол, обольстивший его сначала, не переставал более и более обольщать его, пока не сделал человека в неразумии подобным скоту бессмысленному. Многомилостивый же Бог, умилосердившись над человеком, приклонил Небеса и снисшел на землю, сделался человеком ради человека и Пречистою Своею Кровию искупил его из рабства греха, посредством Священного Евангелия наставил его жить богоугодно и, по слову Иоанна Богослова, «даде нам область чадом Божиим бытии» (Ин. 1; 12), возродил и воссоздал нас Божественным Крещением, и Пречистыми Таинами ежедневно питает нашу душу и оживляет ее; вкратце сказать, превысочайшей Своей мудростью изобрел средство пребывать всегда неразлучно с нами и нам с Ним, чтобы диавол не имел в нас более никакого места. Итак, те из христиан, которые после того, как удостоились стольких благодеяний, полученных ими от Владыки Христа, опять обольщены были диаволом, чрез мир и плоть удалились от Бога и подпали господству греха и диавола, исполняя волю его, однако не совсем бесчувственны, понимают свою греховность и сознают рабство, в котором находятся, но не могут сами собою избавиться, потому и прибегают к Богу и взывают: "Господи, помилуй", чтобы Многомилостивый Господь умилосердился над ними, помиловал их, принял их, как блудного сына, и дал им снова Божественную благодать Свою, дабы посредством ее они избавились от рабства греха и диавола, получили бы снова свою свободу и таким образом были в состоянии жить богоугодно и сохранять заповеди Божии. Христиане, с таким намерением взывающие: "Господи, помилуй", получат милость Всеблагого Бога и благодать Его, чтобы освободиться от рабства греха и спастись. А тем, которые вовсе не имеют познания о сказанном нами, и взывают: "Господи, помилуй" — более по привычке, без внимания, — им гораздо лучше не получить милости Божией, нежели получить и снова потерять, ибо погрешность таковых двойная. Если кто даст какой-либо драгоценный камень в руки малому дитяти или человеку грубому, который не знает ему цены, а они, получив камень в свои руки, потеряют его, то ясно, что не они потеряли его, но тот, кто дал им камень.