«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Слова ваши: "Кажется, я немножко чувствую невозможность спастись от дел моих, почему возлагаю надежду на Бога и на тех из братии, коим дана область чадами Божиими быти чрез веру", — подали мне повод с вами побеседовать. Из сих малых строк заметно нечто, колеблющее ум ваш и наводящее вам смущение. Хотя я, по скудости в делах и словах, и должен бы был внимать себе, но по любви к ближнему и из сожаления к вам предпринимаю предложить вам малое рассуждение о сем предмете, — не от моего скудного разума, но уповая на Бога разума и Господа, дающего слово и бессловесным к пользе людей Своих, — от Слова Его и от писания Богодухновенных Отцев, кои после деятельной жизни оставили нам в руководство свое учение.

Вера есть основание всех благих, и «без веры невозможно угодити» Господу (Евр. 11; 6); она же есть и дар Божий. Господь, по Воскресении Своем, посылая святых Апостолов на проповедь, повелел: «...шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16; 15,46). И паки: «...шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28; 19. 20). И святый апостол Иаков учит: «Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? егда может вера спасти его?.. Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою. Хощеши ли разу мети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть? Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник?.. Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?.. Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?.. И яко же бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2; 14, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 26).

А святой апостол Павел говорит: «Имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша» (1 Тим. 1; 19). И паки: «Имуще таинство веры в чистый совести» (1 Тим. 3; 9). Довольно сего к утверждению, что ко спасению нашему нужна не одна вера, но и дела. Слово же святого апостола Павла: «От дел закона не оправдится пред Ним всяка плоть» (Рим. 3; 20), — относится к ветхозаконным обрядовым делам, а не к новоблагодатным заповедям. Оное же мудрование, — что оправдание приобретается только одною верою без дел, — есть лютеранское, не православное, которого наша Церковь не приемлет. Кто в оном убежден, что не нужны дела, а одна вера, тот и не печется о делах, а чрез сие может впасть в большие заблуждения, противные истине, и отпасть от веры; равно и на дела свои кто надеется, хотя и при вере, — заблуждается. Чадами же Божиими, коим дана область быти таковыми чрез веру во имя Его (Ин. 1; 12), разумеются все верующие и принявшие крещение, о чем удостоверяет святой Иоанн Златоустый в первой беседе о покаянии, говоря о блудном сыне: "Итак, сын сей носит на себе образ по крещении падших. А что он по крещении падших означает, явно есть от того, что нарицается сыном; без крещения же никто не может сыном называтися. Итак, чрез все сие состояние верных нам назнаменуется". Следовательно, хотя мы и грешны, но все чрез веру и крещение чадами Божиими по благодати нарицаемся.

По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная в нем благодать и по мере успеяния в заповедях умножается; преступая же заповеди, покаянием опять восстанавливаем и приобретаем ее. А все сие действуется чрез веру и к делам покаяния без нее не приступили бы; везде вера и дела! Вы "немножко чувствуете невозможность спастись от дел своих", — немножко, а все еще не совсем отлагаете надежду на них; похоже, что прежде и много на них надеялись, а это опять вредно, — думать делами своими заслужить спасение, нам его доставили заслуги Спасителя. Должно делать, но не полагать на дела надежду. Когда ж мы думаем делами заслужить, показывается этим наше самонадеяние; тогда и не подает Господь нам силы к исполнению добродетелей, но паче попускает в нас укрепиться страстям, чтобы мы познали свою немощь и смирились пред Богом, помня заповедь Божию: «аще и сотворите вся поведенная вам, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17; 10). Прочтите в "Добротолюбии" у св. Марка Подвижника, в главах о мнящихся от дел оправдаться (1; 2-7,11-24), и увидите, как согласуются вера и дела. Я полагаю, что вы, видя необходимость в делах к снисканию спасения и желая исполнить их, но не видя в себе достижения сей цели, а лишь еще большее побеждение разными страстями, смущаетесь и недоумеваете, что делать? Конечно, возложение надежды на Бога и на молитвы благоугождающих Ему много может вспомоществовать в деле нашего спасения; но в смущении при поползновениях душевных видно, что происходит оное от духовной гордости.

Вам довольно известно, что хотящие благоугождать Богу и ищущие спасения имеют сопротивляющихся сему невидимых врагов, как и пишет о том святой апостол Петр: «супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити» (1 Пет. 5; 8). А святый апостол Павел: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6; 12). С такими-то борцами вступая в борьбу, надобно на них и оружие крепкое иметь, а оно есть, со всеми известными, — смирение, которому никак не могут они сопротивиться, а без него сражаясь с ними самонадеянно и гордо, всегда бываем побеждаемы. Для того-то Господь попускает нам и падать, чтоб смирились, к чему прилично написанное в 58-м слове святого Исаака Сирина: "Поползнуться на что-либо греховное — обнаруживает естественную немощь, потому что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, — сие полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях — нагло и безстыдно". Еще прочтите у него же слово 7-е и 46-е, и у святого Иоанна Карпафийского в главах (в IV части "Добротолюбия") найдете довольно для себя укрепления. Святые Отцы, прошедшие опытом, показывают нам, какие бывают борения от врага, противящегося исполнению воли Божией, и дабы не придти в отчаяние, ежели случится поползновение, укрепляют и к вере, и делам покаяния восстанавливают. «Сердца сокрушенна и смиренна Бог ни уничижит» (Пс. 50; 19), и паки: «близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренным духом спасет» (Пс. 33; 19). Написал вам от многого малое; ежели ощутите пользу, воздайте хвалу Богу, и сами, прочитывая отеческие деятельные учения, познавайте в них истинный разум и правое рассуждение; и при свете веры и помощи Божией тецыте, подвигом добрым подвизаясь, в надежде на милосердие Божие, и Он управит путь ваш к преднамеренной цели — спасению души.

(Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария)

21. Преображение Господне

Незадолго до страданий Своих Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву, а ученики Его, сев отдохнуть, от утомления заснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное преображение Иисуса Христа, и осязательно ученикам Его открылась Слава Его, как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его сделались так белы, как на земле белильщик выбелить не может: они побелели, как снег, — заблестели, как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка, законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде, но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились и апостолы и увидали славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души, он воскликнул: "Наставник! Равви! Господи! как хорошо нам здесь! если хочешь, поставим здесь три сени, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Чего собственно хотел Петр, он и сам не мог дать себе отчета: в таком они были смятенном состоянии духа! Но когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их. Они почувствовали страх, когда оно окружило их. И исшел из облака глас: "Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте". Услышав этот голос, ученики еще более испугались и пали на лица свои. Но Иисус Христос, приступив, прикоснулся к ним и сказал: "Встаньте и не бойтесь". И тотчас посмотревши, они никого уже не видели с собою, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос приказал им никому не сказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Так Господь Иисус показал ученикам Своим Славу Своего Божества, приготовляя их к тому, чтобы, увидев Его страждущего и поруганного, они не поколебались в вере и уразумели, что Его страдания — вольные, что Он есть воистину Отчее Сияние (служба праздника Преображения).

(Из "Священной истории" протоиерея М. Богословского)

О благословении новых плодов в день Преображения

Настоящее празднество, братие, имеет ту особенность, что ныне приносятся в храм и освящаются плоды вертоградов наших. Обычай являться пред лице Господне с начатками плодов так древен, что мы находим первые следы его еще в семействе первого человека (Каин, сын Адама, уже приносил жертву Богу от плодов земных). В Церкви Ветхозаветной даже строгим законом предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всех плодов земных, кои, принесенные ко храму, поступали потом в удел священнослужителей его. В Новом Завете нет подобной заповеди, но чувство сыновней любви и благодарности пред Богом-Благодетелем само собою располагает не вкушать от плодов нового лета, как прежде освятив их принесением в храм Господень и призванием над ними всеосвящающего имени Божия. Поэтому-то обычай приносить в храм новые плоды для освящения принадлежит к древнейшим христианским обычаям. В православной Греции, откуда вместе с верою и Богослужением перешли к нам и все священные обыкновения, к настоящему дню поспевает уже гроздие виноградное, — почему в молитве и испрашивается благословение преимущественно для гроздий, которыми особенно изобилуют страны восточные. В большой части нашего отечества нет сего плода, по причине северного положения страны нашей; но взамен его Провидение Божие, разделяющее Свои дары всем неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами, которые вместо гроздия приносятся ныне в храм для освящения. Зрелище приятное и вместе поучительное!

Да, братие, и поучительное, ибо, принося в дар Господу плоды полей и вертоградов наших, не забудем, что мы все должны быть сами плодоносными древами в вертограде Господнем, который есть Церковь Божия. Святый Давид не напрасно благочестивого человека уподобляет древу, насажденному при исходищах вод, «еже плод свой даст во время свое». Не напрасно и Сам Спаситель истинных учеников Своих сравнивает с гроздиями или ветвями виноградными, кои, заемля от Него, яко Божественной лозы, сок жизни, должны приносить плод мног. В противном случае, то есть в случае непринесения надлежащих плодов, каждой душе грешной угрожается извержением из вертограда и повержением в огнь, подобно как то делают и вертоградари с бесплодными древами. Так и должно быть непременно, ибо если для вертоградаря земного крайне неприятно, когда его малолетние труды над древом не приносят ему плода подобающего, то стократ огорчительнее для Вертоградаря Небесного, когда душа человеческая, стоившая Ему толикого попечения, остается бесплодною. Ибо, что делают земные вертоградари для своих вертоградов? Иждивают на них только свое имущество и тратят свои попечения; а Небесный Вертоградарь положил за вертоград самую Свою душу. После сего как дорого для Него должно быть всякое древо, — т.е. каждая душа верующая! Как приятен плод от вертограда! и как горько бесплодие дерев худых! — Какой же плод принесем мы ныне, братие, Господу от вертограда душ и сердец наших? — Плод сей есть наше духовное преображение. Не думайте, чтобы я употреблял это выражение по одному приспособлению к настоящему дню, — нет, того требует само дело.

Такое преображение должно быть первым и последним от нас плодом Небесному Вертоградарю, стяжавшему нас Кровию Своею.

Взирая ныне с благоговением на лицо Господа, сияющее на Фаворе, яко солнце, помыслим, братие, что подобная слава предстоит и нам: ибо праведницы, сказано, просветятся, яко солнце, в Царствии Отца Небесного. И помыслив об этом, обратим внимание на свое сердце и свою жизнь, дабы видеть, есть ли в них хоть начатки той чистоты и того совершенства, которые потребны для сего славного преображения. Те, кои обретут в себе некий залог будущего блаженства, да поспешат принести его в дар Господу и Спасителю своему, как плод не столько собственных усилий, сколько Его всемощной благодати. А те, кои обретут образ души своей темным и не благолепным, да не замедлят просветиться светом от лица преобразившегося Господа. Аминь.