«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ныне спасение сущим на земли, и от века сущим под землею, ныне спасение всему миру — и видимому, и невидимому. Ныне сугубое пришествие Христово, сугубое промышление, сугубое человеком посещение: Бог приходит с небеси на землю, с земли под землю. Врата адова отверзаются, — и вы, спящие от века, радуйтеся; «седящий во тме... и сени смертней... свет велий возсия им» (Мф. 4; 16): с рабами — Господь; с мертвыми — Бог; с умершими — Жизнь; с находящимися во тьме — Свет невечерний; с пленными — Освободитель; с преисподними — Сый превыше небес... Христос между мертвыми: снидем туда с Ним, да познаем тайны, какие там; да познаем тайну Божию под землей, и разумеем чудеса Господа, да научимся, какую благовествует Он проповедь сущим во аде; и что со властью повелевает связанным.

"Изыдите, — вещает, — сущии во тьме, просветитеся; изыдите, и востаните лежащии! И тебе повелеваю, Адаме: востани спяй, ибо Я не для того сотворил тебя, чтобы ты остался связанным во аде, воскресни от мертвых, ибо Я — живот человеков и воскресение создания Моего, воскресни лик, бывший по образу Моему: встань, иди отсюда, ибо ты во Мне, и Я в тебе — один и неразделимый образ есмы. Для тебя Бог твой был сын твой. Для тебя Я, Господь твой, принял образ раба. Для тебя Сущий превыше небес, Я пришел на землю, и под землю. Для тебя Я стал человеком, был предан и распят. Рассмотри поруганное лицо Мое, удары на ланитах Моих, которым Я подвергся для того, чтобы твой испортившийся вид исправить по первобытному образцу. Рассмотри язвы на раменах Моих, — язвы, принятые Мною для того, чтобы истребить бремя грехов твоих, лежавшее на раменах Моих. Посмотри на пригвожденные руки Мои, которые простер Я на древе из-за тебя, несчастно простершего руки свои к древу... В шестой день было твое осуждение; в шестой же день Я совершил служение Свое, и отверз рай; вкусил желчи, дабы исцелить тебя от снеди оной; вкусил оцта, дабы сокрушить желчную и лютую чашу твоей смерти. Напоен был губою, дабы омыть рукописание грехов твоих; приял трость, дабы подписать свободу роду человеческому. Уснул на кресте, и был прободен в ребро: Мое ребро исцелило болезнь твоего рода, и Мой сон изведет тебя от сна смертного.

Восстань же и изыди отсюда: прежде Я вывел тебя из рая земного, теперь помещу тебя уже не в Едеме, а на престоле Небесном; прежде возбранил древо жизни, теперь Я весь всего Себя предлагаю тебе в живот твой; тогда повелел Херувиму рабски стрещи тебя; теперь сделаю то, что Херувимы будут служить тебе. Ты скрылся от Бога, как нагой, но вот теперь ты скрыл в себе Бога нага. Ты облекся в постыдную ризу кожаную, но вот и Бог твой облекся в плотскую кровавую одежду... Итак восстаньте, идите отсюда, от тления — в нетление, от смерти — в жизнь! Восстаньте, идите отсюда, из тьмы — в вечный свет, от страданий — к веселью! Восстаньте, идите отсюда, из рабства — в свободу, из темницы — в горний Иерусалим, от уз — к Богу, из-под земли — на небо; ибо Я для того умер и воскрес, да обладаю живыми и мертвыми. Восстаньте же, и идите; ибо Отец Небесный приемлет овча погибшее; Ангельские сонмы ждут своего сожителя Адама: когда-то он воскреснет, когда воздвигнется, и приидет к Богу..." Так воскресает Адам, воскресает Ева, — и многие телеса усопших от века святых восстали, проповедуя тридневное Господне пришествие. Да встретим оное светло, и узрим, и обымем, с Ангелами ликуя, с Архангелами празднуя праздник воскресившему нас Христу. Аминь.

(Из слова святителя Епифания, епископа Кипрского)

216. Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста

Кто благочестив и благолюбив? Да насладится ныне этим святым и светлым торжеством! (Лк. 14; 17). Кто раб благоразумный? Да внидет с радостью в радость Господа своего! (Мф. 25; 21). Кто потрудился среди поста? Да приимет ныне динарий! (Мф. 20; 13). Кто работал с первого часа? Пусть получит всю должную плату! Кто пришел и после третьего часа? Благодари и веселись! Кто успел прийти после шестого часа, пусть не беспокоится; ибо ничего не лишится. Если бы ты замедлил и до девятого часа, то приступи без всякого опасения. Когда бы даже иной успел прийти только в одиннадцатый час, то и такой — да не страшится своего замедления. Ибо Домовладыка наш любочестив и щедр: приемлет и последнего как первого, успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа. Он и о первом печется, и о последнем милосердствует, и тому дает, и этому дарует; о делах радуется, но и намерения с любовью приемлет; действию воздает всю должную честь, но и доброе расположение хвалит. Итак, все, все войдите в радость Господа нашего! Первые и последние — получите награду! Богатые и бедные — ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые — почтите настоящий день! Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным! Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность, ибо для всех настало Царствие. Никто не плачь о грехах своих, ибо из гроба всем воссияло прощение. Никто не страшись смерти, ибо от нее освободила всех нас смерть нашего Спасителя. Объятый смертью, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад — и огорчил того, который коснулся Его плоти. Давно предузнав об этом, пророк Исаия воскликнул: «ад доле огорчися, срет Тя» в преисподних своих (Ис. 14; 9). Огорчился он, ибо опустошен. Огорчился, ибо посрамлен. Огорчился, ибо умерщвлен. Огорчился, поелику весь сокрушен. Огорчился, поелику весь связан. Взял плоть, а нашел (в ней) Бога! Взял землю, а нашел в ней небо! Взял то, что видел; а подвергся тому, чего и не ожидал!

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа!» (1 Кор. 15; 55). Христос воскрес: и ты — низложился! Христос воскрес, — и пали демоны! Христос воскрес, — и радуются Ангелы! Христос воскрес, — и водворяется жизнь! Воскрес Христос, — и нет ни одного мертвого во гробе! Ибо Христос, воскресший из мертвых, «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15; 20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Как проводить Пасхальные дни?

Христос воскресе! Благодарим Тебя, Господи, что Ты сподобил нас, грешных, достигнута поклонитися Святому Твоему Воскресению! Нынешний день есть день особенного веселья, особенной радости; нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь» (Пс. 117; 24). И с каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют при наступлении его! При слове — Христос воскресе — мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, этот праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились.

Но насколько прилично ныне радоваться, настолько же необходимо ныне и вести себя свято: грешно, можно сказать, ныне на радоваться, — так велик для нас нынешний праздник; вдвойне грешно ныне грешить, — так святы нынешние дни. Как же нам сделать, чтобы мы в настоящий праздник и веселились, и не грешили? Как свет и теплота исходят на землю от солнца, так святость и веселье изливаются на нынешний праздник от Иисуса Христа. Воспоминай же о Иисусе Христе, воспоминай непрестанно, относи все к Нему, делай все для Него, смотри во всем на Него, да будет Иисус Христос во весь праздник с тобой и пред тобой; и ты будешь праздновать и свято, и в радости. Если тебе придут на ум греховные помыслы, то скажи им: ради Иисуса Христа не хочу я заниматься вами. Если придет тебе на ум что-нибудь доброе, скажи себе самому: сделаю я это ради Иисуса Христа. Если тебя что-нибудь порадует, то говори: буду радоваться ради Иисуса Христа. Если скорбь мирская будет тяготить тебя, то скажи ей: не хочу иметь скорбь такую ради Иисуса Христа. Если ты несчастен, беден, одинок, огорчен, обижен, то говори: забуду все это, стану радоваться, веселиться ради Иисуса Христа. Если ты согрешишь в чем-нибудь... но нет, не греши, ради Иисуса Христа не греши, не оскверняй Святого Праздника. Так решись веселиться и вести себя ради Иисуса Христа; тогда Иисус Христос сохранит тебя от грехов и даст сердцу твоему веселье. Делай все для Иисуса Христа, и Иисус Христос сделает все для тебя.

Но если и при всем том ничто тебя не будет радовать в этот радостный праздник; если и стараясь хранить себя от грехов, ты не можешь не скорбеть; если ты так будешь малодушествовать, что не в состоянии петь и Воскресение Христово, то обратись тогда к Сладчайшему Иисусу, скажи Ему о своей скорби, возвести Ему свою печаль, открой Ему свою немощь: "Господи! Меня горе тяготит, я скорблю, я не могу радоваться. Болен я, беден я, грешен я, или так, сам не знаю от чего скорблю... Пошли же мне какое-нибудь веселье, обрадуй меня чем-нибудь, чтобы мне в Твой праздник не было грустно"! Так молись, так воздыхай; и тогда ты сам не захочешь мирских радостей; ибо для грешников, каковы мы с тобой, никакое веселье не может быть выше того, которое грешник чувствует, когда плачет пред Сладчайшим Иисусом. Да, сладостно плакать пред Сладчайшим Иисусом. Впрочем, Иисус Христос Сам не захочет оставить тебя в скорби и в слезах ради Своего праздника. Только сам ты не забудь в эти святые дни печалящихся: несмотря на то, что реки радости текут везде, двери веселья отверсты всем; несмотря, говорю, на это, и ныне есть много печальных между нами, христианами, унылых — среди общего веселья, мрачных — при полном сиянии радости.

Кто же эти унылые и печальные? Унылы и печальны ныне бедные, впрочем, не те только бедные, которые стоят у дверей храма, ходят по домам, кланяются в переулках. Эти бедные имеют голос; добрые люди не дадут им долго плакать. Ныне особенно унылы и печальны те бедные, которые не имеют чем жить, но не умеют просить, которые бедствуют, но скрывают свою бедность; льют слезы горести, но таят их от других. Это — бедные вдовы с малыми детьми; небогатые отцы с большими долгами; дома некогда знатные, а теперь пришедшие в крайнее разорение. Горе и в простые дни несладко, но как оно мучительно в Светлый Праздник! Нужды и всегда нелегки, но как они тягостны среди общего довольства! Конечно, при сердечном веселии и лицу весело; в мирном семействе и черствый кусок хлеба вкусен: но... не в праздник, слушатели!

Никому еще так не горько ныне, как бедным заключенным. Для них и колокольный нынешний звон заглушается громом их собственных цепей; они и в этот Светлый Праздник едва видят солнечный свет, тускло светящий им сквозь каменные ограды и железные решетки.

Горько ныне и тем страждущим, которыми наполнены больницы и богадельни; которые и ныне с нетерпением ожидают себе куска хлеба из чужих рук.