«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Суббота посвящается воспоминанию всех святых, и в частности: мучеников, святителей и преподобных. Впрочем, святым мученикам ежедневно, за исключением воскресного дня, посвящается на вечерне несколько стихир и стихов из канона. Причина сего особенного усердия Церкви к мученикам заключается не только в глубоком уважении ее к памяти святых страстотерпцев, но, может быть, и в том, что места для общественного Богослужения издревле преимущественно устроялись при гробах святых мучеников.

Суббота же назначается Церковью и для молитвенного воспоминания всех отшедших от мира братий. Для любви христианской, «крепкой аки смерть», не доставало бы лучшего утешения, если бы Церковь не имела особого дня в неделе для моления об усопших; и вот, каждую неделю в субботний день мы слышим молитвенные воздыхания ее к Богу об упокоении отшедших от нас собратий наших. Древнее благочестивое обыкновение посвящает субботу сверх того воспоминанию Преблагословенной Девы Марии. Впрочем, во все дни седмицы и на всех без исключения Богослужениях Церковь в честь Ее воспевает не только множество отдельных стихир на всех дневных службах, но и посвящает (на повечериях ежедневно) Ей целые каноны, как главнейшей Заступнице и Ходатаице христиан. Вот сколько священных воспоминаний Церковь предлагает верующим в течение седмицы! Вот сколько указывает Она нам высочайших образцов всех добродетелей для подражания! «Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей... терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр. 12; 1).

(Из "Воскресного чтения", 1885)

240. Наши оправдания

«Никтоже может двема господинома работати» (Мф. 6; 24)

Не два, а много владык над нами. Один у нас Господь на небе, а сколько владык на земле! Не говорим уже о наших страстях, которые, как владыки, повелевают нами и требуют от нас себе угождения: что значит наша служба, наши занятия домашние и общественные, самое звание наше — что такое, как не владыки, которые так или иначе заставляют нас жить и действовать? Не удивительно потому, что многие из нас говорят: "Что нам делать? Рады бы мы и Богу служить: кто не рад сему? Рады бы и молиться Ему: кто не хочет сего? Но увы! Долг службы, занятия домашние и общественные, самое звание наше не позволяют нам исполнять желание сердца. Иное дело — иноки, отшельники: для них мир как бы не существует; им только и дела — служение Богу, а нам много ли остается времени и досуга для служения Богу?"

Что же? Ужели в самом деле звание наше, какого бы рода оно ни было, может препятствовать служению Богу? Ужели только одни иноки могут свободно служить Господу? Сохрани нас, Боже, от подобных мыслей!.. "Мы и рады бы,— говорят люди простые, — служить Богу, да не можем: рады бы мы знать волю Божию, но мы люди темные, не можем разуметь Писания; рады бы ходить на службу Божию, но работы, которыми мы живем и питаемся, не дают нам на то времени; рады бы и молиться Богу, но хребет наш после трудов дневных и наклониться не может. С утра До ночи мы на поле, с утра до ночи работаем — когда же нам служить Богу, когда нам молиться"?

Высказывается как будто правда, и сердце как будто успокаивается, но эта правда — ложь, этот покой — хуже беспокойства! Ужели правда, будто одним только ученым и премудрым дано ведать волю Божию? — Нет! «...исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, — говорит Спаситель, — яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Лк. 10; 21). Посморите на святых апостолов: все они были мужи простые и некнижные, и однако ж кто лучше их понимал волю Божию? Пастыри Вифлеемские тоже были люди неграмотные, и однако ж они прежде всех премудрых мира успели поклониться лежавшему в яслях Младенцу Иисусу и узнать в Нем обетованного Мессию.

Итак, грешно нам, братие, говорить: "Где нам знать волю Божию? Мы люди темные". На что ж у нас совесть? На что и служители алтаря Господня, назначенные для возвещения воли Божией? Внимайте, братия, своей совести — и вы узнаете волю Божию; обращайтесь чаще с вопросами к служителям престола Божия — и вы узнаете волю Божию; молитесь чаще и усерднее Подателю всякой мудрости — и вы узнаете волю Божию.

"Мы и рады бы ходить в церковь на службу Божию, да работы наши не дают нам на то времени". Итак, мы дорожим нашими работами, потому что ими поддерживается жизнь наша телесная; но «не душа ли болши есть пищи...» (Мф. 6; 25)? Мы не имеем досуга каждый день посещать храм Божий, но Господь этого и не требует от нас: «шесть дней делай, — говорит Он, — и сотвориши в них вся дела твоя: день же седмый суббота», а у нас новозаветных чад Церкви — воскресенье – «Господу Богу твоему». А сколько в году праздников, сколько воскресных дней! О, если б хотя только сии святые дни неопустительно проводить нам во храме Божием должным образом!.. И это с нашей стороны немалая была бы жертва и служение Богу...

"Рады бы мы, — говорят иные, — и молиться Богу, но хребет наш после дневных трудов и поклониться не может". Так-то всегда бывает у нас! Нужно добыть нам пищу — и хребет наш легко наклоняется; а нужно Богу молиться — он и наклониться не может. Нужды-то наши телесные, видно, все впереди нужд духовных... Но если хребет наш или колени от усталости не хотят послужить Богу, будем, по крайней мере, работы наши начинать с благословением Божиим, продолжать с благочестивыми чувствами, оканчивать с благодарною к Богу молитвой; тогда и работа наша будет вместе приятным служением Богу. Или и это для нас тяжело? Но, скажите, ужели ж ум наш во время работ ни о чем не мыслит? Ужели и язык наш остается совсем неподвижным? Никто сего не скажет. А если уста наши без усталости празднословят, а во время молитвы чуть движутся, что тому причиной? Итак, сами мы виновны в том, что не служим Богу каждый в своем звании и состоянии.

"С утра до ночи, — говорят, — мы на поле, с утра до ночи работаем: когда ж нам молиться, когда служить Богу?" Тут-то и случай молиться, тут-то и случай служить. Давно сказано, что праздность есть мать всех пороков; а когда мы в трудах и занятиях, — тут уж мало места пороку; а когда труды свои освящаем еще и молитвою и благочестивыми размышлениями, то что такое работа наша, как не служение Богу? Кто был святой Антоний Великий? Самый строгий подвижник пустыннической жизни. А он служил Богу и плел корзины. Кто был святой апостол Павел? Самый ревностный благовестник Христов. А он служил Богу и делал палатки. Кто был святой Иосиф, обручник Пресвятой Девы? Воспитатель Самого Спасителя. А он служил Богу и занимался древоделием... Можно даже есть и пить во славу Божию (1 Кор. 10; 31). Как же можно думать, будто работы, приличные нашему званию, могут мешать служению Богу? Только плоть наша ленивая может внушить подобную мысль: «...иди за мною, сатано, — скажем ей в ответ, — соблазн ми еси: яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая» (Мф. 16; 23).

"Мы бы не прочь послужить Богу, — говорят другие, — да куда же нам деваться с ежедневными заботами и хлопотами? У нас их так много, что нам некогда даже и подумать о служении Богу". И опять плоть ленивая, а не сердце чистое может высказывать подобные мысли. У нас так много занятий, что нам некогда и подумать о служении Богу... Вот, Боже наш, до чего мы дожили!... Ты послужил для нас, приняв на Себе зрак раба, послужил до кровавого пота, до самой смерти. Ты и доныне подаешь «...нам вся обильно в наслаждение» (1 Тим. 6; 17), а нам, рабам Твоим, нам недосуг стало и послужить Тебе!... Нет, возлюбленные, пусть все дела наши предпринимаются с доброй целью, совершаются честно и добросовестно и освящаются молитвой, тогда и на мысль нам не придет сказать: "Нам некогда и подумать о служении Богу"; тогда и самый труд наш земной будет служением для неба.

И богатство не может помешать нам служить Господу Богу, если только мы сами захотим... Много ли из нас найдется таких богатых людей, каков был святой праотец наш Авраам? А он целую жизнь был богат, и целую жизнь служил Богу. Как же это было? Во всех действиях своих он показывал, что Господь посылает ему сокровища для того, чтобы питать нищих, помогать бедным, защищать сирот; целые дни сидел он при дверях своей палатки, в сладкой надежде принять к себе странника, осчастливить несчастного. И целую жизнь таким образом был богат, и целую жизнь служил Богу. Итак, смотрите: у Авраама богатство и у Иуды — золото; но первый с богатством восходит на небо, последний с золотом падает в бездну ада... Что же мешает и нам подражать Аврааму? Итак, богатство для христианина — не препятствие, а прекрасное средство служить Богу. Точно так же и всякая служба общественная нисколько не препятствует служить Богу, иначе Спаситель и не сказал бы: «воздадите убо кесарева кесаревы, и Божия Богови» (Мф. 22; 21). Славен был Давид, велик Езекия, знатны были и древние христианские благочестивые цари и князья, как Константин Великий и наши Владимир равноапостольный, Александр Невский, — и однако ж ни бремя государственных занятий, ни блеск двора — ничто не могло препятствовать им открыто служить Богу и молиться Ему... Прекрасные они были граждане на земле: прекрасные теперь граждане на небе!