«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

242. Слава долготерпению Твоему, Господи!

Грех — это такое великое зло, которое (говоря по-человечески) затрудняет и Самого Господа Бога: «слышите, доме Давидов», так взывал некогда Пророк Исаия нечестивому царю Иудейскому Ахазу и его советникам: «еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даете Господеви труд?» (Ис. 7; 13). Другими словами, ужели для вас не довольно того, что вы утруждаете бедных людей тяжкими работами, без милосердия на них возлагаемыми, и разными обидами и притеснениями? Как это вы не боитесь утруждать еще и Бога Самого вашими неправдами и беззакониями? — Милуя грешника, Бог как бы побеждает Самого Себя. Его правосудие побуждает Его казнить грешника тотчас же, во время самого греха, а Его человеколюбие и милосердие удерживает руку правосудия Его, и милует грешника, долготерпит, ждет его обращения. Правосудие Божие возгорается гневом на беззаконника, а милосердие утоляет сей гнев, заступается за грешника, и склоняет Бога на милость. Божие правосудие изощряет меч, чтобы казнить согрешающего, а милосердие готовит ему врачевство для исцеления его ран душевных. Правосудие Божие готово раскрыть пред грешником геенну огненную, а милосердие открывает пред лицем Отца Небесного язвы Христовы, которые понес Он ради нас на Своих руках, ногах, и в прободенном ребре... вот как утруждает Себя Бог, побеждая Свой праведный гнев Своим милосердием! И поистине дивно это Божие долготерпение, как Он, Всесвятой, терпит грешнику и не губит его со беззакониями его в тот самый час, когда грешник совершает свой скверный грех! Слава долготерпению Его и милосердию Его бесконечному! — Долготерпит Бог грешнику, но, если грешник не кается, его ожидает страшная казнь божия. (Лет. ч. I; с. 180182). — Страшное слово изрек некогда Господь Своему избраннику Авраму об аммореянах! "Еще не наполнилась мера грехов Аммореев доселе" (Быт. 15; 16). Это значит: Бог попускал им впадать в самые тяжкие грехи, но и готовил им за то бесконечные муки во аде... Какие же это грехи, за которые погибли аммореи и телом и душою? По свидетельству святого Пророка Моисея это были: идолослужение, доходившее до того, что они приносили в жертву идолам своих детей; — притеснение убогих и кровопролитие, и наконец — их блудные грехи, о которых не только говорить, но и вспомнить мерзостно... Сими-то грехами они и наполнили себе чашу гнева Божия, которую теперь пьют во аде, и будут пить в бесконечные веки... Нет ли, братие, и между нами, Христианами, подобных грехов? — Правда, у нас нет идолов; но наши страсти греховные — разве не те же идолы, которым мы отдаем на жертву свою душу единородную, не страшась предавать ее геенне, из-за минутного греховного наслаждения? А разные неправды наши — кто изочтет? А в нечистотах блудных, о коих и писать стыдно, разве не уподобляются иные нынешние Христиане древним оным язычникам? Еще удивляться нужно, как таковых не постигает внезапно страшная казнь Божия, как древле постигла Содом и Гоморру! Но еще терпит Господь, —терпит, ожидая, когда грешники обратятся к покаянию, или же наполнят меру грехов своих, как сказал Ангел святому Апостолу Иоанну Богослову: «время близ есть: обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще...» (Откр. 22; 10,11). А если между нами творятся такие беззакония, то чего нам ждать от правосудия Божия? Не того же ли, что постигло Аммореев и Содомские города? Но отраднее будет язычникам, «отраднее будет, - по слову Самого Христа Господа, - земле Содомской и Гоморрской в день судный», нежели нам — Христианам! (Мф. 10; 15). Ведь те — ни Бога не знали, ни казни за грехи, ни награды за добродетели себе не ожидали; а мы хвалимся, что и Бога знаем, и о муках вечных, ожидающих грешников нераскаянных слышали, и в блаженство праведных веруем, и при всем этом бесстрашно дерзаем творить все те Богу противные дела, какие творили язычники... Как же после сего предстанем мы страшному судищу Христову? Какой приговор услышим из уст его?... (Лет. Ч. II, с. 51-53).

Воздыхание твари

Святые отцы-подвижники говорили, что истинное смирение состоит в том, чтобы человек считал себя «под всею тварию», то есть: хуже всей твари, даже и неразумной. И в самом деле: все твари послушны законам Создателя, и только мы грешные не хотим знать сих законов Божественных... А из-за нас-то и земля подверглась Божию проклятию (Быт. 3; 17), из-за нас и вся тварь покорилась суете, работает тлению, совоздыхает и соболезнует с нами, по слову святого Апостола Павла (Рим. 8; 22). И не только совоздыхает и соболезнует, но и вопиет к Богу, жалуясь на наши беззакония, и готова исполнить приговор суда Божия над нами, как и исполняет, когда Господь изрекает сей приговор — пример тому: погибель Содома и Гоморры... Прекрасно изображает эти жалобы твари неразумной оное древнее слово, имеющееся в старинных русских рукописях. Вот это поучительное слово или притча: "Так вещает Господь чрез Пророка: доколе согрешаете и прилагаете грехи на грехи и прогневляете Сотворшаго вас?.. Оставьте неправду и навыкайте добро творить, будьте милостивы, да спасетесь. Вся тварь повинуется велению Божию, только человек, один человек преступает заповеди Господни... Не один раз солнце молило Бога: Вседержителю Господи! Доколе терпишь неправды человеческие и беззакония многие? Повели, Господи, и я сожгу их, да не творят зла. — И был солнцу глас глаголющий: Я все это знаю и все видит око Мое: но терплю им, давая время для покаяния. Если не покаются, тогда осужду их. — Не один раз молили Бога месяц и звезды: Господи! Ты дал нам власть светить ночью, — доколе же будем мы смотреть на непотребства разные? Повели, да погубим людей, зло творящих. — И был им глас глаголющий: все это видит око Мое: но я ожидаю обращения их. Если не покаются, тогда осужду их. — Вопияли к Богу моря и реки: скажи нам слово, Господи, и мы потопим злых человеков, которые плавают на водах наших для разбоев и нечистой корысти. — И был им глас глаголющий: все это Я вижу: но если не покаются, тогда осужду их. — Возопила и земля, на людей жалуясь: я, Господи, осуждена Тобою больше всех тварей. Вынести не могу разврата, разбоя, татьбы, клеветы и всякой другой злобы: сын досаждает родителям, дочь — матери, брат — брату и всякие неправды творят человеки... Повели же мне, Господи, да не произращу, за злобу их, семена, бросаемые им в недро мое; пусть умирают они с голоду; — И был ей глас глаголющий: все это вижу Я; все ясно пред очами Моими. Если кто не покается, то Я осужду его. — Слышите ли, человеки, как вся тварь повинуется Богу? Мы-то зачем не творим воли Его? Мыто почто самохотно лишаемся Царствия Божия? Бросим, братья, бросим неправды наши, будем на всяк час молиться Богу! — По закате солнца все Ангелы, приставленные к человекам, приходят к Богу с поклонением. Они приносят Ему дела человеческие — добрые и злые. Ангел, присущий богобоязненному человеку, радуясь, идет к Богу на поклонение; а Ангел человека злого идет к Богу с плачем и с такою речию: Вседержителю Господи! Позволь мне оставить этого злого и грешного. Он только имя Твое произносит, а угождает плоти своей и прилагает грехи ко грехам; он не творит от чистого сердца ни единой молитвы ни днем, ни в пору ночи; милостыни он не любит, и только собирает, а не подает. — Глаголет Господь: не покидайте и таких; может, и они приидут в покаяние. Если ж не покаются, и потом явятся ко Мне, — Я осужду их. — Приходят Ангелы и на другой день в первый час пополуночи на поклонение Богу с отчетом о человеках, что человеки делали ночью, они поведают Богу... Ради того, братия и сестры, в день и ночь молитесь Господу Богу, молитесь при конце дня и при конце ночи. Ангелы хранители наши в урочный час приходят на поклонение Богу. Не станем же ни одной ночи проводить, не молясь Богу, да не опечалим хранителя нашего. Ночь две вещи принесет нам тогда: телу — покой, а душе спасение"(Православный Собеседник, 1858 года).

(Из "Летописи" святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

243. Беседа отца Иоанна Предтечи с Архангелом

Многие матери зачинают чад, но не много таких, которых зачатие прославляла бы и праздновала Церковь Божия. Были только три матери, которые удивили мир необычным зачатием чад: это праведная Анна, святая Елисавета и Пресвятая, Пречистая Дева Мария. Праведная Анна зачала Пресвятую Богородицу, Елисавета — Предтечу, Дева Мария — Христа Спасителя нашего. Все сии зачатия были возвещены небесным благовестником, и совершились при содействии Божией благодати, но не без собеседования между благовестником и зачинающими, потому что Сам Бог требовал их соизволения. Итак, святой благовестник, Архангел Гавриил, войдя в храм, где служил пред Богом Захария в порядке чреды своей, начал ему говорить так: «не бойся, Захарие; зане (ибо) услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие и мнози о рождестве его возрадуются» (Лк. 1; 13, 14). Захария отвечал: странную и неожиданную весть приносишь ты мне, о вестниче радости! Ибо родить детей в старости — дело необычное по законам природы: «аз бо есмь стар, и жена моя заматоревши во днех своих» — в преклонных летах: можем ли мы зачать и родить сына? — Ангел сказал: с первых слов твоих я вижу, что ты маловерен, ибо ты не надеешься, что сбудутся мои речи; правда, я возвещаю тебе нечто противное законам природы твоей, но не противное Божию всемогуществу, для Которого нет ничего невозможного, ибо Бог может и «от камения воздвигнути чада Аврааму» (Мф. 3; 9). Разве ты не знаешь, что для Бога было возможно создать Адама из земли, и Еву — из ребра Адамова, и престарелой Сарре даровать сына Исаака? Вот и твоей жене Бог подает милость, и она родит в старости сына, потому что услышана молитва твоя. Захария отвечал: я приношу теперь мои молитвы Богу о пришествии желанного Мессии, Которого Он обещал нам устами святых Своих пророков, дабы скорее послал Его на землю, спасти семя Авраамово от рабства язычникам; молюсь и о своих согрешениях, и о грехах неведения народа; а о том, чтобы мне иметь сына, я уже не молюсь, ибо сам я в преклонных летах и жена моя состарилась. Ангел сказал ему: «Аз есмь Гавриил, предстояй пред Богом» (Лк. 1; 19); по Его откровению мне известно, что теперь ты молишься не о том, чтобы иметь сына, а о том, о чем говоришь; но прежде, нежели ты состарился, прежде, чем состарилась супруга твоя, ты усердно молился, чтобы Бог даровал вам сына. И вот, всемилостивый Господь, от Которого не укрывается ни малейшее движение человеческого сердца, слышащий молитвы молящихся Ему, и исполняющий волю боящихся Его, — Он слышал тогдашние молитвы твои, и хотя не скоро, но зато благодатно дарует тебе сына, тезоименитого благодати. Ибо Он Сам ведает, когда лучше, по Своему благоволению, исполнить прошения Своих святых. И будет сын, который родится у тебя, «велий пред Господом» (15). Захария отвечал: вижу, Благовестниче, что ты — Ангел Божий; ибо самая беседа твоя подтверждает сие, и прекрасный вид твой, и сила слов твоих о том же свидетельствует. Но все же вопрошаю: почему мой сын будет велик? Разве он будет выше и досточестнее Пророка Иеремии, которому было такое слово Господа: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесне, освятил тя, пророка во языки поставих тя» (Иер. 1; 5) Ангел отвечал: велик будет сын твой пред Господом, и превзойдет Иеремию духовным величием: Иеремия освящен был прежде своего рождения, а твой сын —«Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея» (Лк. 1; 15). Иеремия предызбран был только пророчествовать о Христе, а сей предназначен и руку на Него возложить, и крестить Его. И не только Иеремию, но и прочих великих святых превзойдет он величеством Божией благодати, ибо «не восстанет в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Мф. 11; 11). Как звезда от звезды отличается светом, так и святые Божий превосходят один другого славою и честию; вот и в наших ангельских чиноначалиях, всегда видящих лице Божие, Бог не всем в равной мере открывает тайны воли Своей, но чрез посредство высших чинов познают волю Его низшие, Много звезд бывает на небе до восхода солнечного, но только одна денница предшествует солнцу. Многие Пророки проповедали пришествие Христово; но тот, кто зачнется и родится от тебя, не только словом возвестит, но и перстом своим покажет людям Агнца Божия, внемлющего грехи мира; — вот почему и будет он велик, больший из всех, женами рожденных. И насколько исполнение радостной вести бывает приятнее самой вести, настолько будет выше всех других пророков тот, кто зачнется и родится от тебя. Все пророки и закон прорекли только до сего Пророка, — а он будет завершением всех пророков, концом ветхого закона и Предтечею новой благодати. — Захария сказал: добра и радостна твоя весть, о Ангеле Божий! Ибо если всякий сын премудрый веселит отца (Притч. 15; 20), то как возвеселил бы меня, старца, сын, премудрейший всех пророков! Но как мне радоваться, когда я все еще сомневаюсь в исполнении слов твоих? Ведь радость и веселие неуместны тогда, когда дело кажется сомнительным, а только, тогда когда оно несомненно... Итак, умоляю тебя, Ангеле Божий, скажи мне: чем мне удостовериться в истине того, о чем ты благовествуешь? — Ангел отвечал: ужели и теперь ты все еще сомневаешься и не веришь моим речам, о Захария? Разве я ложное возвещаю тебе, будучи послан от Самого Господа? «Верен Он во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих» (Пс. 144; 13); не изнеможет у Бога всяк глагол! (Лк. 1; 37). Ты — священник и учитель Израиля и ужели того не ведаешь, что настолько время пришествия Христа — Мессии, время, которое я исчислил седминами лет, когда послан был в Вавилон к Даниилу Пророку? (Дан. 9; 24). Разве ты не читал пророчеств его? Испытай и сам увидишь, что уже близок Спасающий Израиля, и идет посланный пред лицем Его ангел во плоти, и это — твой сын, который уготовит путь Мессии, — «он предыдет пред Ним духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада и противные — (непокоривых обратить к) мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены» (Лк. 1; 17). Но поелику «не веровал еси словесем моим, яже сбудутся во время свое, — се будеши молча и не могий проглаголати, до негоже дне будут сия» — пока все это сбудется. — И в тот час связан был немотою язык Захарии, а для Елисаветы разрешились узы неплодства, Ангел же отлетел на небо, чтобы представить Престолу Бога Вседержителя, Которому слава во веки, аминь.

(Синаксарь, 23 сентября)

Тропарь праздника:

Первее (прежде) нераждающая неплоды (неплодная Елисавета) возвеселися, се бо зачала еси Солнца светильника (Предтечу Христова) яве, просвещати имуща (который будет просвещать) всю вселенную, слепотою недугующую; ликуй, Захарие, вопия со дерзновением: Пророк Вышняго есть хотяй родитися!

Кондак праздника:

Веселится светло Захария великий со всеславною Елисаветою супружницею, достойно зачинающе Иоанна Предтечу, егоже Архангел благовести радуяся, и человецы достодолжно почтим, яко таинника благодати.

244. Есть ли в мире люди здоровые?

Душа наша больная, ее болезни — это страсти греховные; всю жизнь она, бедная, страдает от них, всю жизнь грешит и кается, кается и снова грешит, да еще хорошо, если кается, а то до того грехами расслабляется, что вовсе не думает о покаянии... Весь «мир во зле лежит» (1 Ин. 5; 19); это —точно большой лазарет; все мы душою больны, нет ни одного вполне здорового!.. — "Весь род человеческий, — говорит святитель Тихон Задонский, — по преступлении святой заповеди Божией, впал в руки диавольские, аки разбойнические, и от него обнажен был святой и Боготканной одежды, и смертельно изранен и лежал на пути мира сего бедный человеческий род не исцеленный! Лежал израненный, измученный, обесчещенный, поруганный от разбойника диавола! Лежал еле жив (Лк. 10; 30). Ах, любезнейшее Божие создание, человек! В какое ты состояние, в какое бедствие, в какое бесчестие хитростью змииною пришел! Где твоя краснейшая оная доброта, которою Создатель твой тебя украсил? Где твоя честь, которою Он в начале тебя почтил? Где образ Божий и подобие Божие, по которому ты создан? Где то блаженство, для которого ты сотворен? Позавидовал лукавый змий блаженству нашему, и хитро запнул нас, и неисцельно уязвил нас, и лишил нас нашего блаженства и «человека в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс. 48; 13). Познавай же, человече, язвы души твоей, когда хочешь от них исцелиться". (Т. IV, стр. 122—123). — Какие же это язвы, какие болезни душевные? — "Дивлюсь, — отвечает на этот вопрос тот же святитель Христов: — дивлюсь, что ты не знаешь душевных немощей и болезней. Разве ты не чувствуешь их, и потому вопрошаешь какие-де душевные болезни? Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не допускает человека видеть Бога, чудеса Его, и познавать свое окаянство? Малая ли болезнь — глухота, что душа не слышит гласа Божия? Как часто возбуждает душу глас Божия слова, но она не слышит того! Малая ли немощь — гнев, который сокрушает душу, как лихорадка тело? Смотри на человека гневающегося: как он весь трясется! Когда сие происходит с телом, то что же в душе его делается? Зависть, ненависть и злоба снедают душу, как чахотка тело, так что и тело бледнеет и истаевает от злых тех болезней. Словом, столько немощей и болезней в душе, сколько греховных и вредных страстей. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что она и не видит света Божия! Сего ради молится Псаломник: «открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118; 18). Заткнул уши ее, и не слышит она слова Божия, и много других болезней причинил ей, и оставил еле жива бедного человека, на пути мира сего лежащего" (Т. V, стр. 111-112). — Так говорит святитель Тихон. И невольно припоминаются при этом слова Пророка Исаии, которыми он изображал греховное состояние народа Израильского: «вся голова в язвах и все сердце исчахло; от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем!..» (Ис. 1; 5, 6). — Таков весь мир, таково все человечество! Но ужели, спросим мы словами другого Пророка, ужели нет бальзама для врачевания эти ран и болезней? Ужели нет врача для их исцеления? (Иер. 8; 22). Есть и то, и другое, и врач, и врачебница, и потребные врачевания, — отвечает нам святитель Тихон: "Что госпиталь для больных, то Церковь святая для Христиан, духовно болящих. В госпитале имеется лекарь, который больных посещает, смотрит и лечит; в Церкви святой Врач есть Христос, Который Христиан, духовно болящих, посещает и врачует. В госпитале болящим лекарь запрещает все то, что лекарству его препятствует; в Церкви святой Христос повелевает Христианам воздерживаться от всего того, что душевному их исцелению и получению вечного спасения препятствует. В госпитале получают здравие не те больные, которые лекаря не слушают! Так и Христиане остаются неисцельными и спасения лишаются, если Христа не слушают и по своим прихотям, а не по правилам учения Его, ходят. В госпитале болящие лекарю объявляют свои болезни: "я-де тем-то не могу"; так Христианам должно объявлять свои болезни Христу — Небесному Врачу, и от Него исцеления просить. «Не требуют бо здравии врача, но болящии» (Мф. 9; 12). В госпитале бывает, что не все болящие исцеляются: бывают болезни неисцельные, и человек не все может, что хочет: в Церкви святой не так. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел того, и усердно желал и просил и искал у Христа, Которого слову все повинуется, Которого повелением прокаженные очищаются, слепые прозирают, глухие слышат, немые говорят, расслабленные и лежащие на одре восстают, мертвые воскресают. Познай только, Христианин, и признай немощь твою, и проси со смирением от Врача Сего исцеления, и без сомнения ожидай: и неотменно получишь; только берегись того, что спасительному Его врачевству препятствует. В госпитале болящие, желающие исцелиться, отдают себя в волю лекаря, так Христианам, когда истинно хотят исцелиться, должно поручить и вверить себя премудрому и верному Врачу, Иисусу Христу, да творит с ними, якоже хощет; горькое ли, или сладкое подает им врачевство, все за благо принимать. Суди сам: что больному пользует лекарство, который по своей воле, а не по лекарской, поступает? Рассуждай сие, Христианин, когда хочешь исцелиться и так спастись"... (Т. IV, стр. 123-124). — Какие же врачевства предлагает нам Христос Господь — Сей Врач небесный? — Много у Него, Милосердого и Всемогущего, всяких врачеваний для грешных душ; назовем те, которые постоянно Он употребляет. "Что пластырь живительный для раны телесной, то для души грешной — святое Евангелие, — говорит святитель Христов Тихон. — как рана исцеляется пластырем, так душа грешная — учением святого Евангелия. Вот это и есть то самое, о чем воспел Псалмопевец: «исцеляя сокрушенные сердцем, и обязуяй сокрушения их» (Пс. 146; 3). Но, чтобы учение Евангельское было целительно для души, необходимо прежде покаяние и сокрушение сердца. Посему и сказано прежде «покайтеся»: а потом: «и веруйте во Евангелие» (Мк. 1; 15). Без покаяния и Евангелие бесполезно для грешника" (Т. IV, стр. 161, 163). Во святом Евангелии нам предлагаются животворящие заповеди Господни. "Что врачевство для недужного тела, то и заповеди — для грешной души", — говорит преподобный Исаак Сирин (сл. 55). Против каждого греха, каждой страсти есть особая заповедь: против самолюбия — смирение, против плотских страстей — пост и воздержание, против корыстолюбия — милосердие и так далее. Без делания заповедей и не думай спастись. Так Богу было угодно законоположить путь спасения. Но заповеди Божий без скорбей не исполняются: опять таков закон нашего спасения. Скорби очищают наше доброделание, как огонь очищает золото. И в болезнях телесных иногда нужно бывает прижигание: кольми паче в душевных! Значит и скорби — суть врачевства души, а потому и за них должно благодарить Врача небесного. Наконец, все спасительные Таинства, Самим Господом установленные, и во святой Церкви Православной совершаемые, суть врачевства для болящих душ наших. Особеннго сие должно сказать о Таинствах Покаяния и Причащения животворящих Таин Тела и Крови Христовой. Без них невозможно исцеление души. «Аще не покаетеся, вси погибнете» (Лк. 13; 3). «Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6; 53). Это Божественные словеса Самого Господа нашего Иисуса Христа. — В писаниях Богомудрых Отцов-подвижников указаны и признаки исцеления. "Когда увидишь грехи твои без числа, яко песок морской — се начало здравия души", — говорит один из них. "Начало исцеления — познать немощь свою, — говорит святитель Христов Тихон. — Когда страсти душевредные начнут в нас усмиряться и утихать, когда будет в нас меньше гордости, самолюбия, сребролюбия, зависти, гнева, нечистоты — это и есть признак, что душевная немощь стала исцеляться" (Т. IV, стр. 126). Познаем, братие, немощи своей души и всем сердцем возопиим к Целителю душ и телес: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти! Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего!» (Пс. 40; 5,37; 6).