-КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ -СТРОМАТЫ-КНИГА ПЕРВАЯ-ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ-I-О цели написания Стромат и обстоятельствах их создания-(1, 1)

11 II Тим. 2: 15.

12 Ср. Гал. 5: 6.

13 Ср. Платон, Государство, X, 617e.

14 Гал. 6: 8–9.

15 II Кор. 6: 4; 10: 11.

16 I Тим. 5: 21.

17 I Кор. 11: 27–28.

18 I Фесс. 2: 5–7.

19 Эсхил, Семеро против Фив, 592. Ср. Платон, Государство, II 362a.

20 Cp. Мф. 9: 37; Лк. 10: 2.

21 Иоанн. 6: 27.

22 Мф. 5: 9.

23 Cp. Мф. 5: 6.

24 I Кор. 3: 8–9.

25 Ис. 7: 9.

26 Гал. 6: 10.

27 Пс. 50: 9–14.

28 Cp. Платон, Федр, 275 d–e; Лк. 8: 4–8.

29 Мф. 10: 8.

30 Втор. 23: 2.18.

31 Ис. 55: 1.

32 Притч. 5: 15.

33 Платон, Законы, VIII 844 a–b.

34 I Кор. 11: 30–31.

35 Ср. Фукидид, I 22, 4.

36 Этим мудрецом (по предположению Евсевия) был некий иначе не известный Пантен. Кто были остальные сказать трудно. Исследователи склонны видеть здесь возможное указание на Мелитона из Сард (иониец), Бардезана или Татиана (ассирийцы), Феофила из Кесарии, Феодота (иудеи) и др. раннехристианских учителей, с которыми мог общаться Климент. Подробнее см. предисловие и комментарий.

37 Cp. Еврипид, Ипполит 73–81.

38 Притч. 29: 3.

39 Cp. Мф. 5: 15.

40 Cp. Иоанн. 5: 17.19.

41 Популярная фраза. Ср., например, высказывание Сенеки: homines dum docent discunt (Epist., 7, 8).

42 Мф. 23: 8.

43 Мф. 12: 12; Лк. 6: 9.

44 Возможно, указание на практику Элевсинских мистерий, в которых яркий свет означал кульминацию откровения. На это указывает и следующая фраза, где Климент продолжает рассуждение о мистериях.

45 Мф. 10: 26.

46 Еф. 4: 11–12.

47 Притч. 9: 9.

48 Мф. 13: 12.

49 Здесь Климент говорит о тематическом расположении материала в Строматах или, буквально, «по главам». Учитывая тот факт, что текст Стромат не был в античности разбит на главы, сказанное несомненно означает расположение по темам.

50 Платон, Письмо II, 314 c.

51 Платон, Федр, 275d–e.

52 Или «ересей», потому что речь здесь идет скорее о гностиках, нежели о греческих философских школах.