-КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ -СТРОМАТЫ-КНИГА ПЕРВАЯ-ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ-I-О цели написания Стромат и обстоятельствах их создания-(1, 1)

88 Притч. 5: 11.

89 Притч. 5: 20.

90 Cp. Philo, De congr. 77. Первая из многочисленных и, как правило, анонимных цитат из Филона Александрийского. Далее следует пересказ текста Филона. См. комментарий.

91 Букв. ta< ejgku>klia maqh>mata «круг наук». Ср. тот же трактат Филона, 79–80.

92 Быт. 11: 30; 16: 1–16.

93 Cp. Рим. 4: 9.

94 Притч. 5: 20.

95 Philo. De congr. 20, 34–7.

96 Сократический вопрос о том, можно ли «научиться мудрости», часто обсуждался классическими авторами. См., например, диалоги Платона (Менон, 71a; Протагор, 328c, и др.) или Никомахову этику Аристотеля (VI 1139b25). Однако источником Климента здесь по-прежнему является сочинение Филона (De congr., 34–37).

97 Быт. 38: 11–12.

98 Быт. 16: 6.

99 Быт. 16: 6.

100 Притч. 3: 11.

101 Иоанн. 14: 6.

102 Неточная цитата из Государства (VI, 424a).

103 Притч. 6: 6–8.

104 Мф. 6: 8.

105 Иоанн. 4: 8.

106 Евр. 5: 14.

107 Притч. 10: 12.17.

108 Притч. 10: 17.

109 Cp. Anaxarchus, DK 72 B 1. Анаксарх был последователем Демокрита и спутником Александра Македонского.

110 Гесиод, fr. 197 Rzach.

111 Мф. 13: 1–23.

112 Текст этого предложения содержит лакуну. Общий смысл, однако, ясен.

113 Пс. 117: 19.

114 Пс. 117: 20.

115 В действительности, неточная цитата из Первого послания к Коринфянам Климента Римского (48, 4–5). Примечательно, что эти же слова в другом месте приписываются Варнаве (Стром. VI 64, 2).

116 Ср. Платон, Софист, 226а, 236с, 239с, 240d. Нечто подобное говорится у Секста Эмпирика (Adv. Math. II, 12).

117 Cp. Аристотель, Топика, IV, 126a30.

118 Ср. I Тим. 6: 3–5.

119 Еврипид, Финикиянки, 470–472. Контекст этого пассажа таков:

У истины всегда простые речи.

Она бежит прикрас и пестроты.

И внешние ей не нужны опоры,