-КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ -СТРОМАТЫ-КНИГА ПЕРВАЯ-ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ-I-О цели написания Стромат и обстоятельствах их создания-(1, 1)
109 Cp. Anaxarchus, DK 72 B 1. Анаксарх был последователем Демокрита и спутником Александра Македонского.
110 Гесиод, fr. 197 Rzach.
111 Мф. 13: 1–23.
112 Текст этого предложения содержит лакуну. Общий смысл, однако, ясен.
113 Пс. 117: 19.
114 Пс. 117: 20.
115 В действительности, неточная цитата из Первого послания к Коринфянам Климента Римского (48, 4–5). Примечательно, что эти же слова в другом месте приписываются Варнаве (Стром. VI 64, 2).
116 Ср. Платон, Софист, 226а, 236с, 239с, 240d. Нечто подобное говорится у Секста Эмпирика (Adv. Math. II, 12).
117 Cp. Аристотель, Топика, IV, 126a30.
118 Ср. I Тим. 6: 3–5.
119 Еврипид, Финикиянки, 470–472. Контекст этого пассажа таков:
У истины всегда простые речи.
Она бежит прикрас и пестроты.
И внешние ей не нужны опоры,
А кривды речь недуг в себе таит,
И хитрое потребно ей лекарство.
(Финикиянки, 469–74; перевод И. Анненского)
120 Мф. 7: 15.
121 Euripides, fr. 56; 439.
122 Апокрифическое речение Иисуса: Resch (Agrapha [TU 30 (1906)] 38).
123 Еф. 4: 14.
124 Тит. 1: 10.
125 Мф. 5: 13.
126 Euripides, Antiopa, fr. 206.
127 Гал. 5: 26.
128 Платон, Критон 46 b.
129 Реминисценция известного положения платоновского Протагора «никто не творит зла по своей воле».
130 По-видимому, имеется в виду институт римского права usucapio (приобретение по давности владения).
131 Иоанн. 15: 1.
132 Гомер, Одиссея I, 3.
133 Вероятно, речь идет об «эмпирической школе» александрийской медицины, основанной, как полагают в третьем веке до н.э. Серапионом Александрийским и Филином с о. Кос.
134 Эпитет Одиссея у Гомера. Cp. Илиада I, 31, и др.
135 Cp. Платон, Горгий, 486d.
136 Текст испорчен. Перевод передает общий смысл.
137 Cp. Притч. 22: 20–21.