«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Воздухом пользуется человек гораздо чаще, нежели чем-либо другим; несколько минут, проведенных без воздуха, могут умертвить человека. Основываясь на этой потребности великой, усердная матерь наша, Церковь, молится гораздо чаще, хотя и короче, о правильном состоянии воздуха, нежели о прочих вещах. Она не положила особенного чина и последования, не назначила определенных времен для освящения воздуха, в котором мы постоянно вращаемся, как рыбы в водах. Зато она заповедала своим священнослужителям постоянно приглашать нас к пламенной молитве о благополучном течении воздуха. При всех видах Богослужения, ежедневно и многократно в день, и вечером и утром вы услышите усредное воззвание Церкви, к Господу, Владыке жизни и дыхания вашего, «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных...» С другой стороны, умоляя Господа о благорастворении воздухов, Церковь показывает сим, что благорастворенный воздух есть не только необходимая потребность, но и одно из лучших наслаждений в земной нашей жизни. И не так ли это, братья мои, на самом деле? Когда человек бывает особенно здоров и весел? Большей частью тогда, когда свеж, чист и благорастворен воздух. Чего ищет утомленный суетами жизни? Спешит покинуть свои дела, и успокоиться под тенью дерева, насладиться веянием прохладного ветерка. Куда стремится человек работящий? Кончив занятия, он оставляет мастерскую и выходит под открытое небо дышать чистым воздухом. Больной, расслабленный недугом, просит свежего воздуха — и пьет оный своим дыханием, как воду из целебного источника. Поистине, что благодать Господа для духовной природы нашей, то благорастворенный воздух для природы телесной. Посмотрите на эти огромные города и пышные чертоги богачей, наполненные всеми видами блеска, великолепия, удовольствий: вы подумаете, что там живет сама радость и наслаждение, и вы оттуда ни за что не вышли бы, как из рая земного. А между тем, в ясную погоду, при благорастворенном воздухе, вы найдете самые веселые, сияющие золотом и разными украшениями дома пустыми, а их обитателей в саду, на поле, в роще, или где бы то ни было, только на свежем воздухе. В весеннее прекрасное время люди знатные оставляют душные города, и отправляются в загородные дома, в деревни, — вообще туда, где больше чистого и живительного воздуха. Не явно ли, наслаждения одним чистым воздухом небесным не могут заменить никакие наслаждения искусства и прихоти светской? О, как же часто должны мы, по гласу Церкви, умолять Господа о благорастворении воздуха! Как усердно должны благодарить святую матерь нашу за то, что она дарует нам и молитву, и побуждения к молитве о правильном движении воздуха! И как глубоко надобно нам изучить мудрое слово великого учителя Церкви, святого Григория Назианзина, что о Боге должно вспоминать чаще, нежели дышать! Ибо, что такое непрерывное вдыхание свежего воздуха в себя, если не новая, непрерывно повторяющаяся милость Божья к нам? «Глас хлада тонка, и тамо Господь», говорит Сам Господь о Своем явлении святому Пророку Илии (3 Цар. 19; 12). «Глас хлада тонка» — воздух легкий и прохладный, — «и тамо Господь», прохлаждающий знойный путь жития нашего. «Глас хлада тонка» — воздух свежий и благоухающий, «и тамо Господь», любящий, милующий и увеселяющий нас, возлюбленное создание Свое. И сколько раз мы вдохнем в себя этот благорастворенный воздух, столько же раз должны благоговейно повторять себе: «тамо Господь, тамо Господь!»— Но воздух не всегда бывает благорастворен и животворен. Часто слышим ужасные громы, от которых земля трясется и трепещет; видим молнии, разбивающие самые крепкие твердыни; часто находят великие бури, сокрушающие кедры Ливанские; поднимаются тлетворные ветры, заражающие своим смертоносным дыханием все живое, растущее и дышащее. И тамо, — в этих грозных явлениях природы, — есть Господь; но уже не Господь милующий и услаждающий Свои создания, а Господь претящий гневом и яростью, не Отец щедрот и Бог всякой утехи, а Бог — Судья праведный, мститель неправдам человеческим. Когда Церковь усматривает, что поднята рука Господня для наказания нечестивых земли: ах, тогда-то она подъемлет самые крепкие вопли, простирает самые пламенные молитвы о помиловании; сама трепещет страхом детей своих, сетует, сокрушается их сокрушением, как бы сама терпит казнь, заслуженную грешниками! "Благоутробне, долготерпеливе, и всещедрый Господи, — взывает она неумолчно, — ниспосли милость Твою на люди Твоя. Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи! Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, яко долготерпелив примирися, и помилуй ны!" (Последование в различные Литии). Тогда она не довольствуется одними общими молениями о благорастворении воздуха, но приглашает совершать особенные весьма трогательные обряды молитвенные. Поднимаются ли страшные громы и молнии? Церковь советует исполнить последование в различные Литии, и дает особую молитву на прещение громов и молний. "Возгремел еси с небесе, Господи, — говорит, — и молнию умножил еси, и смутил еси нас. Но примирися, Благоутробне, к Тебе прибегаем, — да не попалит нас огонь ярости Твоей, ниже да снедает нас ярость молний и громов Твоих". — Повеет ли тлетворный ветер, воздвигнутся ли волны морские и речные устремления? Она с тем же обрядом, но с особенной молитвой еще усерднее прибегает к Господу. Беспорядок в природе, неестественное движение ветров, — по ее учению, — происходит от безчинного и злого жительства нашего: "но остави грехов множество, молимся, превосхождением множества щедрот Твоих! Крестом и Кровью Сына Твоего грех омывый рода нашего, возведи Твою тварь к естественному составлению и чину"...

(Из "Бесед"Я.К. Амфитеатрова)

Воздух для души

Что воздух для тела, то — помыслы, желания и чувства для нашей души. Воздух бывает чистый, прохладный, благорастворенный, и — нечистый, душный, зловредный; так и помыслы, желания и чувства бывают или чисты, светлы, святы и Боголюбезны, или же нечисты, мрачны, грешны и Богу противны. Чистый и прохладный воздух освежает наше тело, укрепляет его, и потому мы с наслаждением вдыхаем его живительные струи; так и святые мысли, желания и чувства укрепляют нашу душу и дают ей силы к совершению добрых дел. Напротив: нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу; так и нечистые, грешные мысли, чувства и желания сквернят душу, заражают ее грехом и отгоняют от нее благодать Божью, без которой душа умирает смертью вечной и погибает. В прохладном чистом воздухе, под открытым небом носится благоухание цветов: в добрых мыслях, чувствах и желаниях в молитвенной беседе с Богом, душа ощущает тихое веение благодати Всесвятого Духа, утешающее и услаждающее смиренное Боголюбивое сердце небесной радостью. Напротив, зараженный воздух бывает наполнен зловонием, все спешат выйти из него и только нечистые гады любят оставаться в нем; так и от души грешной, обуреваемой нечистыми помыслами и пожеланиями удаляются светлые Ангелы Божьи, и только нечистые демоны утешаются ею... "Выйди в чистое поле, — так говорил один святой старец, утешая своего ученика, который жаловался ему на то, что не может со своими помыслами справиться: выйди в поле, расставь полы своей одежды и попытайся удержать порывы ветра: так и помыслов своих мы сами удержать не можем". Но их может остановить Тот, Кому послушны и бурные ветры, и шумное море: к Нему будем взывать, как взывали Апостолы: «Наставнице, Наставнице, погибаем!» — И Он услышит и придет к нам, и изречет в нашем сердце Свое всемогущее слово: молчи, престали! — И смолкнут помыслы грешные и светло станет на душе, при тихом веянии благодати Божьей...

272. Божественная Вратарница.

«Радуйся, благая Вратарница, двери райския верным отверзающая!»

Кто из православных Русских людей, посещая Москву, не поклоняется заветным святыням ее Кремля? А бывая в Кремле, кто не считает святым долгом зайти к Воскресенским воротам Китай-города, чтобы здесь благоговейно преклониться и с сердечной любовью облобызать честную икону Богоматери, именуемую Иверской? Вот уж с лишком 200 лет стоит тут сия чудотворная икона Небесной Вратарницы, стоит в предверии священного Кремля, как неусыпный страх самого сердца русской земли, и притекают к ней русские люди и в скорбях своих, и в радостях; а православные государи наши, посещая свою первопрестольную столицу, прежде всего спешат поклониться иконе Божественной Вратарницы, и только после сего поклонения вступают в царские чертоги свои...

Сия святая икона принесена в Москву с горы Афонской при царе Алексее Михайловиче; а на Афоне она списана с древнейшей иконы, находящейся в Иверском монастыре. Вот поучительное сказание о сей древней святыне Ивера. В девятом столетии по Рождестве Христовом в Греции царствовал император Феофил. Он был иконоборец. По его повелению святые иконы везде разыскивали, отбирали, кололи и сжигали, а почитателей их всячески мучили и даже убивали. В то время близ города Никеи жила одна богатая вдовица с юным сыном. У нее и была сия чудотворная икона Божьей Матери, для которой благочестивая вдовица устроила особую церквицу в своем доме и часто молилась там перед святой иконой. Однажды являются к ней в дом царские воины; заметив через окно церковное лик Богоматери, они грозно сказали вдовице: "Давай денег, или мы замучим тебя до смерти: как ты смеешь нарушать царские указы?" Вдова уверила их, что назавтра она приготовит денег, сколько нужно, и те согласились подождать. Ночью вдовица со своим сыном долго и усердно молилась перед иконой Богоматери, обливаясь горькими слезами; потом она взяла святую икону и отнесла на морской берег. Там снова она пала перед ликом Матери Божьей и умоляла Ее, как Владычицу мира, избавить ее с сыном от гнева царского, а икону свою от потопления. Затем она спустила икону на море и:— что же видит? Икона не упала на воду, а стала прямо и в таком положении поплыла к западу... Утешенная сим видением, вдовица возблагодарила Господа и Его Пречистую Матерь, и сказала сыну: "Теперь я готова умереть за любовь к Матери Божьей от руки этих мучителей; я не могу покинуть родного жилища, а ты беги теперь же в страны греческие". — Послушный сын простился с матерью и немедленно отправился в Солунь, а оттуда перешел на святую гору Афонскую, там принял он пострижение и, пожив богоугодно, скончался, рассказав инокам-сподвижникам о том, как его мать спустила икону Божьей Матери на волны морские...— Где и сколько времени скрывался чудотворный лик Богоматери — ведает только Бог, да Она — Владычица! На том месте, где подвизался сын вдовицы, красовалась уже обитель Иверская. Раз ее иноки увидели на море огненный столп, возвышавшийся до неба. Несколько дней и ночей продолжалось видение, собрались из соседних монастырей пустынножители и увидели, что столп сей стоял над иконой Богоматери; пытались подплыть к ней на лодках, но икона удалялась от них... Тогда иверские иноки собрались в церковь и слезно стали молить Господа не лишить их обитель сего благодатного сокровища. И Господь внял их молитве. Жил в той обители один инок, родом грузин, по имени Гавриил. Это был кроткий и смиренный старец, но строгой жизни. Сему-то старцу является во сне Пресвятая Богородица и говорит: "Скажи игумену и братьям, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; потом иди на море и ступай с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь к вашей обители". Старец исполнил волю Богоматери; и вот, наутро вся братия вышла на берег морской с молебным пением, со свечами и кадилами, и Гавриил вступил на волны морские и пошел по ним, как по суше... Он взял в свои объятия чудную икону Владычицы, и с благоговейной радостью встретили иноки сию святыню на берегу. Три дня совершались тут, в молитвенной храмине, молебные пения пред святой иконою, а потом внесли ее в соборную церковь и поставили в алтарь. — Прошли сутки, ударили к утрени и пономарь вошел в алтарь, чтобы оправить перед новоявленной иконой лампаду, но иконы на месте не оказалось... Встревожились иноки; долго искали они сию святыню, и наконец нашли — над монастырскими воротами! Они взяли икону и отнесли на прежнее место, но наутро она снова оказалась над воротами... Много раз переносили ее в храм, но икона всегда возвращалась на монастырские ворота... Наконец, Божия Матерь является во сне тому же старцу Гавриилу и говорит: "Скажи братии, чтобы они более не искушали Меня; Я не желаю, чтобы вы охраняли Меня, Я сама хочу быть вашей хранительницей, как здесь, так и в будущей жизни... Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые будут жить в горе сей добродетельно: Я испросила у Него сей дар, и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!" Какой несказанной радостью исполнились братья, услышав от Гавриила сие обетование Матери Божией! Они построили небольшой храм при воротах обители во славу Ее и там поставили икону Заступницы рода христианского. И поныне стоит там сия святая икона; иноки прозвали ее по-гречески: Портаитисса, что значит по-русски — "Вратарница", а по имени обители она называется Иверской. На ланите Богоматери и поныне виден знак кровавой раны: по преданию, один из разбойников по имени Варвар ударил в святой лик ножом, и вдруг из раны заструилась кровь... Пораженный чудом, Варвар принял Святое Крещение и скончал жизнь в той же обители, восприяв ангельский образ. И хранит Матерь Божия как верный страж небесный, не только обитель ту, но и всю гору Афонскую — святой жребий свой: и не только сию гору, но и весь мир христианский, всякий град и страну, где благоговейно чтится достопоклоняемое имя Сына и Бога Ее, и где с любовью почитают Ее пречестные иконы. И не в Москве только имеются списки с чудотворной иконы Иверской: есть даже обители, построенные в честь иконы сей, таковы, например, Иверский Валдайский монастырь в Новгородской губернии, Иверский женский монастырь на Выксе, Нижегородской губернии и др.

Тропарь 1:

Дерзость ненавидящих образ Господень, и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, и посланнии безчеловечно вдовицу, благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют; но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи: слава Тебе, Чистая, яко непроходимое море плещи свои подаде, слава правошествию Твоему, едина Нетленная!

Тропарь 2:

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая!

273. Блажен, иже и скоты милует

У нас на Руси есть добрый обычай, чтобы весной, когда люди целой деревней в первый раз выгоняют свой скот на пастбища, священник по церковному обряду благословлял и скот и хозяев его. В ризах, с крестом святым, со святою водою и с хоругвями, приходит он к собранному скоту и начинает служение. "Владыко Господи Боже наш, — так молится он: — Тебе молимся и Тебя просим якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови стадо скотов сих; и умножи, и укрепи, и сотвори их в тысячи, и избави их от всякого навета врагов, и воздуха смертного, и губительного недуга"... После такого моления все стадо окропляется святой водой, чтобы благодать Божья сошла на него и была тихим и живительным как роса, покровом хранителем его. Так заповедует провожать скот в поля и так учит обходиться с ним святая Церковь. Не бранить и не клясть свой скот должны мы, но, подобно святой Церкви, благодарить Бога и молиться за него: не бить, не изнурять его непомерными работами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать от всего недоброго. На это есть прямая заповедь Божья. В Писании святом сказано: «не презри вола работающаго (молотяща), и: блажен, иже и скоты милует». Значит это: не обидь вола, который работает тебе, и счастлив тот человек, что милует животное. Скот — Божье творение, данное тебе в помощь и хранение. Всякий скот и всякая птица могут жить и без нас. Всякий видит, например, диких гусей, уток; есть также дикие быки, разные породы лошадиные; — они живут на приволье, в больших лесах, лугах, степях. Бог питает их и хранит, как и всякую тварь Свою на земле, а они живут и славят Творца своего: «хвалите Господа птицы пернатые, зверие и вси скоты», сказано так в Писании Святом (читай псалом 148). Но человек не может жить сам собой, без помощи скота.