«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А путь смерти таков: прежде всего, он злой и полон проклятия; на нем убийство, прелюбодеяния, похоти, блуд, воровство, идолопоклонство, колдовство, отравление, хищничество; лжесвидетельство, лицемерие, двоедушие, обман, гордость, злоба, самовольство, алчность, злоязычие, зависть, заносчивость, пышность; (на сем пути) гонители добра, ненавистники истины, любящие ложь, далекие от кротости и терпения, любящие суету, ищущие награды, немилосердные к бедному, неправедные судьи бедных, грешники во всем. Берегитесь, чада, от всех таких людей!

Ваши посты да не будут с лицемерами: вы должны поститься в день четвертый (среда) и в день приготовления (пятница), и не молитесь как лицемеры, но как Господь повелел в Его Евангелии, молитесь так: «Отче наш, Иже еси на небесех!Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки». — Молитесь так трижды в день.

Касательно Евхаристии (таинства святого Причащения): пусть никто не ест и не пьет вашей Евхаристии, кроме тех, которые крещены во имя Господне; ибо о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

Всякого, кто придет и будет учить вас всему вышеизложенному, принимайте; но если сам учитель будет преподавать иное учение, чтобы ниспровергнуть это, не слушайте его; но если он начинает преподавать праведность и познание Господа, принимайте его, как Господа. Если приходящий есть странник, помогите ему, насколько можете, а если он желает поселиться с вами, то, если он ремесленник, пусть трудится и да ест, но если не имеет занятия, то примите меры по вашему усмотрению, чтобы он не жил праздным Христианином у вас; а если он не будет трудиться, то он хочет жить за счет Христа. Берегитесь таковых...

Если делаешь пир, возьми первые плоды и дай их (бедным) согласно заповеди. Равным образом, когда ты открываешь сосуд с вином или маслом, возьми первые плоды и дай бедным, возьми начатки серебра твоего и твоих одеяний, и всего владения — насколько посильно для тебя, и дай по заповеди сей.

Собирайтесь в день Господень (воскресный), преломляйте хлеб и благодарите (совершайте Божественную Литургию), исповедав грехи свои, дабы жертва ваша была чиста. Всякий, имеющий распрю с собратом своим, пусть не присоединяется к вам, пока не примирится, дабы жертва ваша не осквернялась; ибо для сего сказал Господь: на всяком месте и во всякое время должно приносить Мне жертву чистую; ибо Я Царь великий, говорит Господь, и Мое имя давно в народах.

Почитайте епископов (архиереев и иереев) и диаконов, достойных Господа, ибо они также исполняют для вас служение пророков и наставников. Не пренебрегайте ими, ибо они ваши почтенные мужи. Обличайте друг друга, но не в гневе, а мирно, как сказано в Евангелии.

Будьте бдительны относительно жизни своей; будьте готовы, ибо вы не знаете часа, когда придет наш Господь. В последние дни будет много ложных пророков и обольстителей, и овцы обратятся в волков, и любовь превратится в ненависть; и тогда явится мирообольститель наподобие Сына Божиего (антихрист), будет совершать знамения и чудеса, земля будет предана в его руки, и он будет совершать беззакония, каких никогда не совершалось от начала мира. Тогда род человеческий придет на огненный суд, многие соблазнятся и погибнут, но те, которые останутся в своей вере, спасутся от проклятия. И затем последует Воскресение мертвых — как сказано: приидет Господь и все его святые с Ним. Тогда мир увидит Господа, грядущего на облаках небесных.

278. Из переписки святого старца с болящими

Вот, ты жалуешься на свои болезни, ты скорбишь, дорогой мой, и у меня, грешного, ищешь утешения и подкрепления своей страждущей душе... Друг мой! Что я, многонемощный, могу сказать тебе в утешение лучше того, чем утешал себя в немощах первоверховный Апостол Христов Павел: «егда немоществую, тогда силен есмь» (2 Кор. 12; 10). Сам Господь сказал ему, когда он жаловался на свои немощи: «довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (ст. 9). Посему и хвалился он своими немощами и только немощами: «о себе же не похвалюся, - говорит, - токмо о немощах моих» (ст. 5). Взирая на пример великого Апостола, и Господь укрепит тебя Своей всесильной благодатью! — А я, вместо своего слова грешного, предлагаю тебе благодатное слово святоотеческое. Это целая переписка одного святого подвижника, преподобного Варсануфия Великого с болящим старцем — иноком Андреем. Этот старец просил великого авву помолиться о немощах своих, и вот, преподобный Варсануфий пишет ему: "Предоставь Богу заботиться о тебе, возложи на Него все свои попечения, и Он устроит все, что до тебя касается, как Ему угодно. Он лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов. Мы имеем Владыку сострадательного, милостивого, человеколюбивого и простирающего руку грешнику до последнего его издыхания. Прилепись Ему, и Он устроит все лучше, нежели мы просим или думаем". — Спустя несколько времени Андрей снова просит утешения, и снова старец пишет ему: "Писание говорит: «проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65; 12); и желающим угодить Богу, надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Потерпим, перенесем, будем учениками Апостола, сказавшего: «скорби терпяще, благодаряще Бога о всех» (Рим. 12; 12). Вспомни Иова, который сказал: «аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим?» (Иов. 2; 10).Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: «восприясте благая ваша в животе вашем» (Лк. 16; 25). Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от Апостола, который говорит: «верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (Евр. 13; 5). Господь да укрепит больного и служащих ему, и делания обоих будут во славу Божию. Не малодушествуйте. Близок Бог сказавший: «не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити» (Евр. 13; 5, ср.: Нав. 1; 5). Или ты не знаешь, что если «земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех» (2 Кор. 5; 1)? Несомненно веруй, и Бог поможет тебе, по милости Своей". — Болящий Андрей много скорбел, что по болезни своей он не может поститься, и вот святой старец утешает его так: "Возлюбленный брат! Имея столь милостивого Бога, не предавайся отчаянью; ибо это великая радость диаволу. Пребывай в надежде на Господа, что никто из претерпевших до конца не будет изгнан из ограды овец Христа Бога нашего. О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного: «не входящее» без услаждения в человека «сквернит человека, но исходящее из него» (Мф. 15; 11); и еще скажу: Бог дал нам рассуждение. Рассуди же, возлюбленный, от кого требует Бог милостыни: от бедного или от богатого? Он сказал так: «не престай благотворити требующему, якоже обретает рука твоя» (Екк. 9; 10). Посему не от немощных телом требует Бог поста, но от сильных и здоровых. Бог не требует от тебя поста, потому что знает болезнь, которую послал тебе. — Благодари же Бога за все: благодарение ходатайствует о немощи перед Богом. А болезнь вменяется вместо поста и даже более, — тому, кто переносит ее с терпением и благодарит Бога. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступаешь так не по прихоти, а по болезни. О сем именно Господь сказал, что такое употребление пищи не сквернит человека (Мф. 15; 11). Не скорби и о псалмопении или служении твоем: Бог не требует его от тебя, по случаю болезни". Живший вместе с болящим Андреем брат, из сострадания к его немощи, убедительно просил преподобного Варсануфия помолиться о исцелении его; старец так отвечал ему: "Брат докучливый! Если бы ты знал, для чего Господь от времени до времени, как благоутробный Отец, наказывает раба своего Андрея, ты прославил бы Его. Господь делает сие для того, чтобы заградить скверные уста змия, дабы он не нашел повода к обвинению его в день судный. Или ты полагаешь, что я не сострадаю ему более всякого человека? Поистине сострадаю! Но ему нужно потерпеть, «ибо недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8; 18). Бог да укрепит его и да пошлет ему великую милость". — "Я болен, отец мой, — писал великому старцу другой инок, помолись о мне, чтобы я мог с радостью переносить болезнь, и скажи мне, как омыть скверны?" — "Любезнейший брат! — отвечает ему преподобный: — ты радуешь меня своими словами. Ты называешь себя грешным, а грешный есть злой раб; итак, наказание послано злому рабу. Если тебе тяжело нести наказание, то перестань быть злым; если же ты зол, то прими наказание; когда же радуешься, будучи наказываем, то ты не зол, а кто не зол, тот любим Богом. А желая омыть скверны, омой их слезами: ибо они чисто омывают всякую скверну. Пока не умолкнет гортань твоя, взывай к Иисусу: «Наставниче, спаси ны, погибаем». — А вот что писал преподобный старец болящему юноше— послушнику: "Чем другим похвалились бы делатели оные, требовавшие воздаяния от владыки дома, если не тем, что могли сказать: «мы понесохом тяготу дне и вар?» (Мф. 20; 12). Сын мой! Потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. Болезнь бывает к испытанию; а испытание приводит к искусству. Муж, не испытанный искушениями, не искусен. Скажи мне, что ты пострадал, когда так ослабеваешь? Вспоминай слова Апостола: «не у до крове стасте, противу греха подвизающеся. И забысте утешение (наставление), еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренебрегай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12; 4-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь «прелюбодейчищем». Сын мой! Прошу тебя, старец — юного, обветшавший в образе иноческом (хотя и ничего не сделал благого) — новопостригшегося, — да не будет вотще или напрасно произносима молитва: «Господи Иисусе Христе...» Апостол, говоря, что ничто не должно отлучить нас от любви Христовой, исчислил сие так: «скорбь ли или теснота, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8; 35). И малая ли болезнь поколеблет ум наш от Бога? Да не будет сего! Утвердись, сын мой, и увидишь помощь Божью". Одному нетерпеливому больному старец даже так написал: "Брат унылый и ропотливый! Зачем ты скорбишь, зачем вопиешь? Для чего посылаешь далеко, имея Иисуса, стоящего близ тебя и желающего, чтобы ты призывал Его в помощь? Воззови к Нему: «Наставниче!»—и Он ответит тебе. Прикоснись к краю одежды Его, и Он исцелит тебя не только от одного сего страдания, но и от всех страстей твоих. Не скорби, милость Божия близка к тебе". — Милость Божия близка и к тебе, мой возлюбленный друг: возверзи на Господа печаль твою и Он не оставит тебя Своей милостью! — Прости, Господь с тобой!

(Письмо к болящему другу)

279. Богослужение на день Преображения Господня

Смиренно и в уничиженном виде Спаситель наш совершал великое служение Свое роду человеческому.

Принявши на себя зрак раба, Сын Божий являл Себя повсюду сыном человеческим: но под завесою плоти в Нем обитала, по словам Апостола, полнота Божества телесно. По временам она открывалась в силе учения, в знамениях и чудесах, но никогда не являлась в таком торжественном величии, как перед страданием — на Фаворе. Готовясь на великий крестный подвиг, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Своим величие Божества Своего, для того, как воспевает Церковь, "да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Он есть воистину Отчее сияние."