«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Христиане! Послушаем гласа Божия и отвратимся от зла, по увещанию Святого Духа: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс. 94; 7-8). «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28). «Не льстите себе: никакие грешники Царствия Божия не наследят2 (1 Кор. 6; 9-10). Всем грешникам — «часть им в озере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая!» (Апок. 21; 8).

(Выписки из Творений святителя Тихона Задонского)

286. Овцы мы или козлища?

«Аз есмь Пастырь добрый» (Ин. 10; 14); «овцы Моя гласа Моего слушают... и по Мне грядут» (27)

Есть в великом стаде Христовом овцы добрые, есть и злые, и не всякая овца, называющая себя Христовой, станет одесную праведного Судьи и унаследует Царствие Божие; иная овца и к козлищам причтена будет, и на шуей стране будет поставлена, и вместе с ними во ад будет отослана. Не слышим ли мы святого Давида, который говорит, что и овцы есть во аде: «яко овцы во аде положены суть, смерть упасет я?» (Пс. 48; 15). И кто не ужаснется, услышав это? Не удивительно быть во аде козлищам: вот достойно удивления, что есть там и овцы, которым уготовано место одесную Христа, для которых отверст Рай, которых ждет к себе Царство Небесное! Что же это за овцы? Это те, которые носят только имя овец, а дела у них — как у козлищ; которые только по имени называются христианами, а дела у них — как у неверных; которые только считаются овцами Христовыми, а по развратной жизни они — рабы диавола, устами они чтут Христа, а сердце их далече отстоит от Христа. Есть и такие словесные овцы, которые будто бы творят добрые дела и кажутся достойными десного предстояния с благословенными овцами Христовыми, но совершают свои добрые дела с гордыней и тщеславием, осуждая притом немощных братии и почитая себя лучше других, и за это будут посланы в ад вместе с козлищами.

Как же распознать: кто добрая овца Христова, достойная Царства Небесного, и кто — злая, которую Судья праведный отошлет в ад с козлищами? Поистине, мы не можем этого сказать с точностью, ибо и о своем спасении не знаем, все это известно Единому Богу, как говорит Писание: «позна Господь сущия Своя» (2 Тим. 2; 19). Одного пустынного старца просил некий христолюбец изгнать беса из его дочери. Старец сотворил молитву к Богу и сказал бесу: "Выйди из создания Божия!" Бес отвечал ему: "Если хочешь, чтобы я вышел, то прежде скажи мне: кто — овцы и кто — козлища?" Старец отвечал: "Овец знает Бог, а козлище — это я!" — И бес не стерпел смирения старца и вышел из страдалицы.

Сказал так старец по смирению; а я, грешный, по самой истине скажу то же: овец ведает Бог, а козлище — это я! Да, трудно в этой жизни распознать овец от козлищ, как во тьме ночной не отличишь злата от грязи, драгоценной жемчужины от простого камешка; иного все почитают козлищем, а он — истинная овца Христова: и свят, и праведен. Не напрасно сказано: мнимая чистота многих окажется нечистотой в день судный и осуждена будет, и мнимая нечистота многих окажется чистотой и славно прославится. Поистине, я не знаю, кого назвать овцой, потому что никто не может знать человека, каков он пред Богом: свят или грешен? Правду говорят, что прежде смерти нельзя никого назвать овцой, а козлищем назвать кого-либо боюсь, чтобы не согрешить осуждением ближнего; одно хорошо знаю, что сам я — козлище, а не овца. Ради же пользы душевной нам полезно знать не о других, а о самих себе: что такое мы — овцы или козлища?

А для такого познания есть три признака добрых овец, которые указал нам Сам Господь пречистыми Своими устами. «Аз есмь Пастырь добрый, - говорит Он, - и знаю Моя, и знают Мя Моя» (Ин. 10; 14). «Знают Мя Моя»— вот первый признак добрых овец Христовых: они знают своего Пастыря — Христа Спасителя. Теперь посмотрим, знаем ли мы своего Пастыря Господа Иисуса? Думаю, каждый скажет: "Конечно, знаю и верую в Него". Но я смело скажу, что мы не все знаем Его, хотя и все веруем в Него. Мы знаем Его верой, а не любовью; верой же и бесы знают Его: «и беси, - сказано, - веруют, и трепещут» (Иак. 2; 19); но поскольку они не любят Его, то и остаются бесами и не могут истинно знать Его. Только тот знает истинно своего Пастыря, кто Его любит, чье сердце услаждается любовью к Нему, у кого все желание и забота только о том, чтобы привлечь в свое сердце своего возлюбленного Господа. Ты скажешь: "Я и люблю моего Господа Иисуса Христа".

О, если б ты любил Его истинно! Ты никогда бы не захотел прогневить Его своими грехами! А если б в чем и погрешил по немощи и забвению, то поспешил бы исправить себя, ибо любовь скоро поднимает падающих. Но так как ты тяжко грешишь, а о покаянии и не думаешь и тем оскорбляешь Господа, то ты не любишь Его, а не любя, не можешь и знать Его. Слышишь ли, что говорит св. апостол Иоанн Богослов? «Всяк согрешали не виде Бога, ни позна Его» (1 Ин. 3; 6); «не любяй не позна Бога» (4; 8). А если ты не знаешь Бога, то как же можешь назвать себя доброй овцой Его? Он Сам говорит в Евангелии: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин. 14; 21), — ибо таковой тщательно бережет себя, как бы не оскорбить чем-нибудь своего любимого Пастыря и Владыку.

Второй признак добрых овец Своих Господь указывает такой: «овцы Моя гласа Моего слушают... и по Мне грядут» (Ин. 10; 27). Тот овца Христова, кто слушает Христа и идет за Ним; а кто не слушает и не идет, тот как может назваться Его овцой? Пастырь говорит: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего из имения ближнего твоего, а у нынешних людей большей частью только и на уме, чтобы солгать, обмануть, отнять что-нибудь у ближнего: Христовы ли это овцы? Пастырь говорит: не прелюбы сотвори; а ныне есть и такие, которые уподобляются по жизни содомлянам: это ли овцы Христовы! Нет, это не Его овцы, — это козлища, которым место в аду, а пастырь их — смерть вечная! Наш добрый Пастырь Христос Господь зовет нас: идите за Мной, идите путем Моих заповедей, чтобы войти вам в Царство Небесное! А мы — каким путем и куда идем? Спроси каждый у своей совести: на каком ты пути, идешь ли ты в Царство Небесное или в муку вечную? Идешь ли за Пастырем —Христом, или за волком — диаволом? Кого слушаешь — Христа или врага Его — прелестника? Поистине, ныне между нами больше таких, которые носят только имя овец Христовых, а по делам — козлища, зато и участь их будет с козлищами!

Третий признак овец Христовых такой: «не восхитит их никтоже от руки Моея», говорит Господь (Ин. 10; 28). Рукой всемогущества Своего Господь содержит и праведных, и грешных, ибо вся вселенная — в Его руках; рукой же благодати Своей Он держит только тех, которые сами крепко держатся за эту руку. Так, Иосифа Прекрасного не отторгла от Его десницы египтянка, праведного Лота не развратили содомляне, целомудренную Сусанну не могли соблазнить беззаконные судьи израильские. А если б и случилось кому по немощи человеческой преткнуться и пасть, как это случилось с Давидом, — он тотчас же восстает и притекает к Богу с теплым покаянием, и сбывается на нем слово того же Давида: «аще и падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку Его» (Пс. 36; 24). Ничто не может отторгнуть от руки Пастыря истинных овец Его: «кто ны разлучит от любве Божия?— говорит Апостол Христов, — скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или беда, или меч?» (Рим. 8; 35). А неистинных овец отлучает от Бога даже не скорбь, а просто какая-либо греховная прихоть, не теснота, а самый простор и свобода, не гонение, а даже покой, не голод, а сладкоядение и пьянство, не нагота, а наряды, не беда, а даже самое благополучие, не меч, а похоть плотская!

Теперь пусть каждый из нас рассудит по совести, рассмотрит сам себя: истинная ли он овца Христова или нет? Если ты скор на то, чтобы прогневить Бога, но не скор на то, чтобы покаяться, то знай, что ты — козлище; если же ты боишься прогневлять Бога, убегаешь греха, а если по немощи и согрешаешь, но спешишь к теплому покаянию, то уповай на милость Божию: ты будешь причтен к Христовым овцам!

(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

287. Листья без плодов