«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Господь дает мудрость (2; 6).

Уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость. Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно (2; 5, 7).

Начало премудрости — страх Господень (1; 7).

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум. Долгоденствие — в правой руке ее [мудрости], а в левой у нее — богатство и слава (3; 16, 17).

Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для матери (10; 27,13, 1).

Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его (21; 1).

Не уклоняйся ни направо, ни налево, удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены (4; 27, 28).

Коварство в сердце его [лукавого]: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры (6; 14).

Кто может сказать: "Я очистил мое сердце, я чист от греха моего"? Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою;.но после рот его наполнится дресвою (20; 9, 17).

Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих, и если буен, то один потерпишь. Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры (9; 12).

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен (10; 19).

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (21; 23).

Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (16; 24).

Сеющий неправду пожнет беду (22; 8).

Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло (17; 13).

Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные! (30; 17).

Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя города (16; 32).

Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего (22; 9).

Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (14; 30).

Гнев губит и разумных. Кроткий ответ отвращает гнев, и оскорбительное слово возбуждает ярость. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить (15; 1, 27).

Как дверь ворочается на крючьях своих, так ленивец на постели своей (26; 14).

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна (6; 6, 8).

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: "Пойди и приди опять, и завтра я дам", — когда ты имеешь при себе. Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день (3; 27, 28).

Милостынями и верой очищаются грехи.

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (19; 17).

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется (24; 17).

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой; ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (25; 21, 22).

Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытится им и не изблевать его. Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя (25; 16,17).