«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Глаголет Господь наш Пречистыми устами Своими во Святом Евангелии: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6; 54), — вот великое приобретение от Причащения Святых Его Таин! И напротив, Он же глаголет: «аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (ст. 53), — вот великая потеря от лишения Чаши Христовой! Знаю, многие скажут мне: "Я недостоин, я грешен и потому не дерзаю приступить к Причащению Божественных Таин". Хорошо ты говоришь, когда называешь себя грешником недостойным, ибо кто может быть совершенно достойным? «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися Тебе, Царю славы!»— говорится в "Служебнике". Но худо ты делаешь, удаляя себя от Причащения, ибо написано в псалмах: «удаляющиися от Тебе, Господи, погибнут» (Пс. 72; 27).

Недостоинство наше бывает двух родов: недостоинство истинно кающихся и недостоинство неистинно кающихся. Истинно кающиеся удостаиваются Божественного Причащения в оставление грехов, по слову Христову: «не требуют здравии врача, но болящий» (Мф. 9; 12). Неистинно кающиеся недостойны и Божественного Причащения, ибо написано: «не дадите святая псом» (Мф. 7; 6). Кто же это — неистинно кающийся? Это тот, кто утаивает свои грехи перед духовным отцом; или открывает их, но не жалеет о том, что их сделал; или хотя и сожалеет, но не имеет в сердце твердого намерения, не полагает крепкого обета больше не возвращаться к прежним грехам, а еще намерен и продолжать их: такой недостоин Св. Причащения и, если приступит, в суд себе ясти и пити будет! А кто истинно кается, жалеет о своих грехопадениях и полагает непременное намерение, в надежде на помощь Божию, всячески блюсти себя от грехов — такой по милосердию Божиему сподобляется Божественного Причащения, хотя бы был и весьма недостоин.

О преподобной Марии Египетской пишется в житии ее, что она была великой грешницей, что благодать Божия возбраняла ей даже войти в церковь Божию, о чем она потом сама рассказывала преподобному Зосиме. Но когда эта недостойная грешница положила в своем сердце пред иконой Пречистой Девы Богородицы твердое намерение и обещание не возвращаться больше ко греху, тотчас же не только могла войти свободно в церковь, но и в тот же день сподобилась Причащения Св. Таин Христовых. Вот видите: она еще ничего доброго за грехи свои не успела сделать, еще не вступила на скорбный путь подвигов пустынных, едва прошли одни сутки, как она оставила свою греховную жизнь, а Чаши Господней и она не лишается, ибо покаяние ее было истинно, а не ложно.

Подобный рассказ есть в Прологе. Одному епископу донесли, что две женщины впали в прелюбодеяние. Он помолился Богу, чтобы открыл ему истину, и велел всем приготовиться наутро к Причащению Св.Таин. И вот, когда он причащал народ, то лица причащающихся казались ему у одних темными, а у других — светлыми. Подходят к Причащению и те две женщины, и он видит, что у них лица светлые, а когда они причастились, то их лица просияли как солнце. Когда епископ удивился этому, явился ему Ангел и сказал: "Тебе правду сказали о прелюбодеянии этих женщин; но они покаялись, исповедали свой грех и дали твердое обещание более не впадать в него, и вот Бог простил им грехи их и сподобил их такой благодати, какую ты видел".

Итак, никто не лишай себя Чаши Господней, только истинно покайся и положи в своем сердце завет: не возвращаться к прежним грехам! Тогда — хотя бы ты и недостоин был — уповай на милосердие Божие, грехами всего рода человеческого непреодолимое, и приступай к Чаше Христовой, приступай со страхом, но и с надеждой на человеколюбие Божие, и будет тебе Св. Причащение во оставление грехов!

Не веришь мне в этом? Поверь неложным устам Самого Христа Спасителя нашего, Который говорит: «пришлите, ядите... во оставление грехов; пиите... во оставление грехов!» Если ты веруешь в Бога, то поверь и словам Божиим; если же не поверишь словам Божиим, то, значит, ты и в Бога не веруешь! Сам Бог глаголет: причастись Моей Чаши, — а ты еще сомневаешься! Бог глаголет: будет тебе во оставление грехов, — а ты не веришь, ты говоришь: боюсь. Не бойся! Приступи без сомнения и с верой! Хорошо делаешь, что боишься, но худо, что бегаешь от Чаши Христовой. Бог — не враг тебе, а Врач: Он хочет исцелить тебя, а не погубить. Бог — не супостат тебе, а Отец: Он желает дать тебе жизнь, а не умертвить. Бог — не зверь и губитель, а милосердный Благодетель: Он желает тебе спасения, а не погибели; зачем же ты бежишь от Его Божественной Чаши? Лучше для тебя принять это духовное врачевство и исцелиться, нежели убежать от врачевства Его, впасть в еще более неисцелимые болезни греховные и погибнуть. Лучше для тебя отбросить страх, прибегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной пищи, чем со страхом бежать от Него прочь и на стране далече питаться пищей свиней — греховными наслаждениями. Лучше тебе прибегнуть к милосердному своему Благодетелю, чем работать на врага и губителя своего, ибо пока ты пребываешь в грехах и не каешься, до тех пор ты работаешь врагу своему диаволу, до тех пор ты его раб и пленник!

А причастник Чаши Господней с Самим Христом сочетается, — так говорит Сам Господь наш: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6; 56). Слышишь ли это слово Господне, о человече? Нежели и после этого не веришь, не познаешь великой пользы от Св. Причащения? Если слову Христову не веришь, то кому же будешь верить? Соединиться с Самим Христом, Христа в себе иметь и самому быть во Христе! Что выше этого? Что дороже? Что лучше?

Ведая это, будем, возлюбленные, чаще приступать к Чаше Господней, хотя мы и недостойны ее; по милосердию Божию будем достойны, когда очистим себя по мере сил наших от всякой скверны плоти и духа и положим твердое намерение и обет не возвращаться больше к прежним грехам. Когда свв. апостолы Иаков и Иоанн просили у Христа, Царя славы: «Господи, даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей, — Господь сказал им: Можета ли пиши чашу, юже Аз пию? И они не отказались: она же реста Ему: можева» (Мк. 10; 37, 38, 39). Кто хочет быть близ Христа? Кто желает стоять одесную Его во славе Его, егда приидет со Ангелы святыми? Не отказывайся от Чаши Его, не бегай Божественного Причащения Тела и Крови Его, вкушай Плоть Его, пей Кровь Его и будет тебе во оставление грехов, в приближение к Христу, в союз с Ним.

Только прежде положи начало истинному покаянию в сердце своем, положи не отлагая, сейчас, сию минуту, по слову Давидову: «рех, ныне, начах!» (Пс. 76; 31). Немедленно начну, не завтра, не послезавтра, но ныне, ныне же начну с помощью Божией! А Бог давно уже ждет твоего покаяния и рад тебе будет, и тотчас отверзет тебе двери милосердия Своего, удостоит тебя Чаши Своей, приблизит тебя во Царствии Своем и сподобит тебя славы Своей, которую получить да сподобимся и все мы. Аминь.

(Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)

309. "Ктому не согрешай!"

«Се здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет», —сказал Господь расслабленному по исцелении его (Ин. 5; 14). Этот же утешительный и вразумительный глас и мы все слышали, когда на исповеди получили разрешение во грехах своих. Теперь всем покаявшимся и разрешенным возвращено здравие душевное, все пришли в свой порядок и чин. Что еще требуется? Требуется блюстись, чтобы опять не впасть в ту же беду. Бросил грех — не возвращайся к нему. Получил помилование—не подвергайся опять гневу и осуждению. Вступил на правый путь — не уклоняйся с него. Снова будет враг влечь тебя в свою область тьмы: не поддавайся. Будет он ухитряться, чтобы отуманить тебя льстивыми обещаниями: не вдавайся в обман. Знаешь, как зол грех; знаешь, как трудно одолеть его, не входи же снова в содружество с ним. Помог тебе Господь, встал ты — стой же и мужайся, и да крепится сердце твое. Враг будет нашептывать тебе: "Падешь, опять встанешь". А ты противопоставь ему свою речь: "Встал я теперь, благодарение Господу! Но если снова паду, не могу сказать, встану ли. Не хочу быть рабом греха и жертвой геенского пламени". Так отражай лесть врага. И страхом нового падения в грехи отрезвляй душу свою и воодушевляй ее на шествие путем начатого самоисправления. Утверди в себе то очень вероятное помышление, что, если падешь снова, кто знает — встанешь ли? А останешься в падении — погибнешь. Враг будет сбивать уверением, что Господь милосерд. Помиловал — и опять помилует. Точно, милосерд Господь, но милости Его к нам есть мера. Есть мера долготерпению Божию. Прощает-прощает, а наконец, видя, что грешник снова отдается греху, совсем оставляет его в руки падения его.

Раскройте Книгу пророка Амоса и начинайте читать. В 1 и 2 главах изображаются у него суды Божий на Дамаск, Газу, Идумею, на иудеев, израильтян и другие народы. Ко всем им одинаково слово Господне. "Раз, два и три согрешил Дамаск; прощал Я его. Когда же теперь и в 4-й раз он оказал свое нечестие, не отвращусь ли его?" Отвращался и полагал наказание. "Раз, два и три прощал Я Газу, в 4-й не отвращусь ли ее?" Отвращался и посылал казнь. "Раз, два и три щадил Я иудеев и израильтян; в 4-й не отвращусь ли их?" Отвращался и наказывал.

Так бывает и с нами. Согрешит кто и покается — простит Господь. Еще согрешит и покается — еще простит. И еще простит. И еще простит. Наконец, видя, что у нас все то же и то же, полагает такое решение: "Столько и столько прощал; если и еще то же начнет делать, отвращусь от него". Этот-то суд и да напишет в сердце своем всякий, опять влекомый на грех. Прощал Господь до сих пор, а теперь, если падешь, страшись: не отвратился бы Он от тебя вконец. Фараону сколько раз прощал Бог его упорство? Наконец бросил его и сделал распоряжение о выходе израильтян, не дожидаясь его согласия. И хоть потом опомнился фараон и поспешно приказывал: "Подите, скажите, чтоб скорее выходили", — это не помогло ему и суда о нем Божия не отвратило. Так и ко всякому может истощиться наконец Божие милосердие. И то особенно страшно, что мы не можем сказать, когда именно ударит час его истощания. То отвержение Божие по четвертом преступлении, что значится у пророка Амоса, и эта казнь фараону после десятикратного противления Богу не означают, что можно спокойно предаваться греху с нарушением обета до 2 и 3 раз, а показывают только, что есть предел милованию Божию, когда же он застигнет кого — неведомо. Утверди лучше в мысли твоей, что для тебя он последует тотчас после падения, которому готов ты предаться; приводи себе на память несчастье Сампсона.