«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот тому пример. У одного благочестивого отца был распутный сын. Ни увещания, ни просьбы, ни угрозы отца — ничто не могло вразумить его. Он не хотел трудиться, гулял и распутничал с такими же, как сам он, товарищами. Отец плакал и молился, чтобы Сам Бог вразумил его сына. Но вот отец тяжело заболел. Он призывает сына к своему смертному ложу и говорит: "Сын мой! За твою распутную жизнь я мог бы лишить тебя наследства; но я этого не сделаю — я оставлю тебе все, только под одним условием, которое будет не трудно тебе выполнить. А что исполнишь — поклянись в том мне при добрых людях". Сын обещал; позвали соседей, и отец сказал: "Вот, добрые соседи мои, будьте свидетелями, что я отказываю сыну своему все свое имущество, но только с таким условием, чтобы он в течение трех месяцев каждый день, на закате солнца, входил вот в эту мою темную комнату, затворял за собой двери, клал там три земных поклона пред святой иконой и потом стоял там в продолжение одного часа. Пусть при вас он поклянется мне в том, что исполнит это условие". Сын поклялся, соседи подтвердили его клятву, и скоро затем отец умер.

Похоронив отца, сын получил полную свободу и предался гульбе. Но вот в первый же день заходит солнце, и он волей-неволей спешит домой. Пришел, вошел в темную комнатку, затворился, положил три поклона и стал. Стоит и думает: на что это? К чему эти поклоны? С трудом он простоял час, побежал к товарищам в корчемницу и прогулял там заполночь. На другой день — опять то же: положил поклоны, стоит и думает. И вот приходит ему мысль: "Какой у меня был добрый отец! За такое неважное дело — за три поклона в сутки — отказал мне, такому распутному, все свое имущество!" И вспомнилось ему, как его отец трудами рук своих скопил это имущество, а он — сын — он только причинял ему горе!

Прошел час, он хотел было по старой привычке идти к товарищам, но одумался: "Нет, не пойду сегодня", — и остался дома. Подходит он к окну и слышит, что товарищи стучат к нему, вызывают к себе. Он запер дверь на крючок, помолился и лег спать.

На третий день ему с утра захотелось идти к товарищам, и он пошел, но отец не выходил у него из головы. Задолго до заката солнца он был уже дома, в темной комнатке; кладет поклоны, стоит и думает: "Как я мерзко живу! Ведь если так жить — пожалуй, с сумой пойдешь. Вот такой-то сосед живет — трудится, любо смотреть. Пойду я к нему, подружусь с ним, добру у него поучусь". Прошел час в таких размышлениях, приходят товарищи, зовут с собой. "Нет, — говорит он, — не пойду. Что скажет мой покойный родитель, когда духом своим увидит, как я в корчме пропиваю то, что добыл он кровавым трудом?"

И стал он с тех пор совсем другим человеком, прошло 3 месяца, он поговел, дал обещание никогда не пить вина, стал, трудиться и поставил себе за правило на всю жизнь: каждый день непременно проводить по часу в уединенной комнатке своего отца. Там он читал душеполезные книги, молился, размышлял. Товарищи смеялись над ним, называли святошей; но он не обращал на то внимания: по примеру отца всегда ходил в церковь, пел и читал на клиросе и был потом примерным семьянином и хозяином между соседями.

Вот, дети, как важно и спасительно свято блюсти завет родительский! В нем, в этом завете, кроется для вас условие вашего счастья и Божиего благословения!

312. Чему учит вера Православная

Для благочестия должно нам знать, что есть Бог, Бог единый, Бог вечный и всемогущий. Он Свят. Он Вседержитель, всех превосходит благостью, всех больше, всех премудрее. Он один повсюду... все видит, все разумеет и все устраивает через Христа. Он есть обильнейший и неоскудевающий источник всякого блага, река благодеяний, вечный неистощимо сияющий свет (6 сл.). Сей единый Бог есть Отец Единородного Господа нашего Иисуса Христа (7 сл.). Научившиеся веровать в единого Бога Отца, Вседержителя, должны веровать и в Единородного Сына. Ибо «отметаяйся Сына, ни Отца имать» (1 Ин. 2; 23). «Аз есмь дверь», говорит Иисус (Ин. 10; 9). «Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14; 6). «Никтоже знает... Отца, токмо Сын», и кому Сын откроет (Мф. 11; 27). В Евангелии изречено определение: «иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3; 36).

С небеси возгласил Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3; 17): Отец благоволит о Сыне. Если не будешь благоволить и ты, то не имеешь в себе жизни (10 сл.). Христос есть Единородный Сын Божий и Творец мира не только видимого, но и невидимого. Ибо, по слову апостола, «Тьма создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, и Той есть прежде всех и всяческая в Нем состоятся» (Кол. 1; 16, 17) (ел. 11). Веруй, что Он Сам, Единородный Божий Сын, родился еще от Девы, верь евангелисту Иоанну, который говорит: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1; 14). Вечное Слово рождено от Отца прежде всех веков, плоть же восприяло ради нас в недавнее время.

Для чего снизошел Иисус? Бог в шесть дней сотворил мир, но мир создан ради человека. Все создания прекрасны, но ни одно из них не есть Божий образ, кроме одного только человека. Солнце произведено одним только повелением, а человек — руками Божиими. И это превосходнейшее из созданий, ликующее в Раю, изринула оттуда диавольская зависть. Возрадовался враг, когда пал тот, кому он позавидовал. Не осмеливаясь приступить к мужу, приступил он к слабейшей и соблазнил жену, бывшую еще девой. Ибо по изгнании уже из Рая «Адам позна Еву, жену свою» (Быт. 4; 1). Через деву Еву вошла смерть; надлежало через Деву же, а лучше сказать, от Девы явиться Жизни, чтобы, как ту обольстил змий, так сей благовествовал Гавриил. Подобное нам восприял от нас Господь, чтобы спасти человечество, чтобы грешное человечество вступило в общение с Богом. Господу надлежало пострадать за нас; но диавол не осмелился бы приступить к Нему, если бы знал Его (12 сл.). Всякое деяние Христово — похвала вселенской Церкви, но похвала похвалы — Крест. И Павел говорит: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте» Христовом (Гал. 6; 14). Венец крестный искупил человеков в целом мире.

Не дивись, что искуплен целый мир. Ибо умер за него не простой человек, но Единородный Божий Сын. Потому не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся и когда встаем, бываем в пути и покоимся. Это — великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным — без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам. На Кресте Он победил их. Как скоро видят крест, вспоминают Распятого и страшатся Сокрушившего главы змиевы. Не пренебрегай же этой печатью, потому что дается даром (сл. 13). Господь наш Иисус Христос приидет с неба со славой в последний день мира этого, и предстанет Ему на Суд весь род человеческий. Страшный будет подлинно Суд тот (сл. 15).

Как един Бог Отец, и нет другого Отца, и как един Единородный Сын — Божие Слово, и нет у Него брата, так един только Дух Святой, и нет другого равночестного Ему Духа. Он просвещает души праведных, Он — в пророках. Он и в апостолах в Новом Завете. Если сидишь и приходит тебе помысл о чистоте и девстве, это — учение Духа. Не бывает ли нередко, что дева бежит от брачного чертога, потому что Дух научил ее девству? Не бывает ли нередко, что юноша, увидев красоту, смежает взор, избегает случаев снова ее видеть, бежит от осквернения? Отчего же происходит это? — спрашиваешь ты. Оттого, что Дух Святой обучил душу юноши. Драгоценный подлинно дар — Святой и Благой Дух. Справедливо крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа. Человек, нося еще на себе тело, борется со многими свирепыми демонами. Не убоимся ни демонов, ни диавола. Потому что Защитник наш больше его, отверзаем только двери тому Защитнику. Он ходит и ищет достойных, ищет, кому сообщить дары. Называется же Он Утешителем, потому что утешает, ободряет, вспомоществует немощи нашей. «О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас (очевидно перед Богом) воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8; 26). Велик, всемощен и чуден в дарованиях Дух Святой. Между человеками Илья, и Елиссей, и Исаия в Нем имеют нужду. Между Ангелами и Михаил, и Гавриил в Нем имеют нужду. Ничто сотворенное не равночестно с Ним. Все роды Ангелов, все их воинства, в совокупности взятые, не идут и в сравнение со Святым Духом (сл. 16).

Всякая душа, веруя в Воскресение, справедливо оберегает себя, не верующая же в Воскресение предает себя на гибель. Потому вера в воскресение мертвых есть великое извещение и учение святой соборной Церкви, оно велико и весьма необходимо. Обрати внимание на самый закон правды; рассмотри, что скажу тебе: много убийц ненаказанными умерли на ложе, — где же правда Божья? Нередко убийце, совершившему пятьдесят убийств, однажды отсекают голову, — где же будет он наказан за сорок девять убийств? Если нет суда и воздаяния в этом мире, то обвиняешь Бога в несправедливости. Посеченное дерево вновь процветает; неужели же человек посеченный не процветет? Пшеница или другой род семени посевается, зерно, упав на землю, умирает, сгнивает и делается уже негодным в пищу. Но согнившее встает зеленеющим, прекрасным. Пшеница же сотворена для нас, неужели же для нас сотворенное по смерти оживает, а мы, для которых все это сотворено, умерши, не восстанем?

Павел, едва не перстом указуя, говорит: «подобает бо тленному сему облещися в нетленные, и мертвенному сему облещися во бессмертие» (1 Кор. 15; 35). Ибо восстанет это тело, и хотя не останется оно таким же немощным, однако восстанет оно самое. Не будет оно иметь нужды в снедях для поддержания жизни, потому что сделается духовным (44), чем-то чудным, таким, что и выразить этого, как должно, мы не в состоянии. «Тогда праведницы, сказано, просветятся яко солнце» (Мф. 13; 43). И Бог, провидя человеческое неверие, дал самым малым червям, что их тела сияют летом светлыми лучами, чтобы видимое уверяло в ожидаемом. Кто соделал, что червь сияет светом, тот еще паче соделает светлым человека праведного.