«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот каково бывает покаяние тех великих грешников, которых мы иногда считаем сынами погибели! Остережемся осуждать самых отчаянных грешников. Лучше подумаем о себе. Братие! Господь и нас всех зовет к покаянию. Он не хочет смерти грешника. Не каждого зовет Он на тот путь, каким шел прп. Никита. Но ведь и живя в мире можно каяться. Положим, ты такой же сильный и богатый человек, каким был Никита. Ты притесняешь, обижаешь бедных людей, отнимаешь у них кусок хлеба, как делал и Никита. Но смотри: до чего может довести человека слепая жадность к наживе. Кто убил преподобного Столпника? Не разбойники какие-нибудь, а люди, пришедшие к нему за благословением, даже родные ему. Из-за чего же они решились на такое страшное преступление? Из-за корысти одной! Так опасна эта страсть! Если хочешь себе спасения, тебе надо истребить из сердца эту страсть — надо покаяться. Если ты не в силах поступить так, как поступил Никита, то кто тебе мешает сделать то, что сделал Закхей-мытарь? Господи! — говорил он Иисусу Христу, когда Сей посетил дом его: я так рад, так счастлив, что Ты не обошел дома моего. Вот полимения моего я готов раздать и раздам нищим, а кого чем обидел — вчетверо возвращу! И какое утешительное слово услышал он от Господа! «Ныне спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть». И ты услышишь в своей совести тот же глас милосердия, и ты сподобишься быть сыном Авраамовым, если сам захочешь: только не стой на полдороге, круто повороти на добрый путь, а там — Господь тебе будет помощник!

(По случаю 700-летия кончины преподобного Никиты Столпника)

319. Беседа на молитву Господню

Однажды апостолы просили Господа Иисуса Христа: Господи, научи нас молиться! И Господь сказал им: когда молитесь, говорите так:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь».

До этого времени люди молились псалмами царя Давида, а Господь наш Иисус Христос все молитвы собрал кратко в одной этой молитве Своей — «Отче наш». Оттого она и называется молитвой Господней, что ей научил нас Сам Господь Иисус Христос. И как много поучительного в этой молитве! Вот, слушайте первый урок:

«Отче наш!» Какое трогательное поучение в этих двух словах! Евреи и магометане боятся Бога, как строгого Царя, некрещеные боятся Его, как страшного Существа, а нас вот Иисус Христос учит, что Господь есть не только всемогущий Бог, но и всеблагий, любящий нас — наш Отец, и мы обращаемся к Нему, как дети—к Отцу.

«Иже еси на небесех!» Когда мы взглянем на небо в ночные часы, сможем ли мы перечесть все звезды, какие видны там? Сколько их светится! И какие они большие, хотя и кажутся нам такими маленькими, потому что они от нас очень-очень далеко находятся! Наша земля — одна пылинка в сравнении с солнцем, а солнце, может быть, такая же пылинка в сравнении с большой звездой! Но Отец наш Небесный все это содержит в Своей силе и власти. И вот пред сим-то Вседержителем — Отцом Небесным стоим мы с нашей молитвой, потому что, хотя и бесконечно велико пространство небесное, однако Он, вездесущий, знает и видит нас, и слышит, когда мы молимся Ему.

«Да святится имя Твое! — Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа» (Пс. 134; 1), воспевал еще царь Давид в своих псалмах. Пусть же прославляется, пусть благословляется и святится имя Небесного Отца так, чтобы все народы на свете познали и имя Его прославляли. Много есть еще народов на свете, которые не знают истинного Бога, не умеют еще прославлять имя Его так, как мы прославляем, потому что мы уже христиане, у нас есть храмы Божий, у нас есть и молитвы, и песнопения. О, если бы настало то время, когда все люди едиными усты и единым сердцем стали бы прославлять имя Господне!

«Да приидет Царствие Твое!» Есть царство земное: ныне — такое, завтра — иное. Один царь мудрый и добрый, другой не таков, и в царствах земных все и всегда изменяется. Что было за 100 лет назад, того и следов не осталось теперь. Иные законы, другие нравы, теперь и за несколько лет все переменяется. Но Царствие Божие всегда стоит неизменно. Это Царство вечной правды. Чтобы эту правду все люди познали, чтобы ее полюбили, чтобы по этой правде жили и по смерти себе вечное Царство Небесное заслужили, — вот об этом и молимся мы в словах: «да приидет Царствие Твое!»

«Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли!» Согласно с волей Божией неизменно движутся на небе эти бесчисленные звезды; согласно с волей Божией живет и самая малая букашка на свете; волю Божию исполняют на Небесах чистые духи — Ангелы и святые угодники Божий. Вот мы и молимся, чтобы и люди на земле точно так же исполняли волю Божию, как Ангелы и святые Божий исполняют ее на небе, то есть чтобы помог нам Отец Небесный и самим сделаться святыми.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!» Что значит «насущный!» Это слово означает все то, что нам необходимо для нашей жизни, для нашего существования. Нужен нам хлеб, нужна вода, нужно тепло, нужен воздух, нужна одежда. Вот всего этого мы и просим у Отца Небесного. Мы бедны, если у нас хлеб не уродится; мы бедны, если повысохнет вода в потоках и реках и негде нам будет достать ее; мы бедны, если нам не во что одеться, если нет у нас теплого угла, — все это нам необходимо для жизни, для существования, вот все это и называется «насущным» хлебом. Даждь нам «днесь». Просим только на один день, без излишней заботы о том, где нам взять завтра; завтра мы опять попросим у Бога — и Бог нам снова подаст, если будем достойны. Не думайте, други, что мы тут просим только того хлеба, который в поле родится. Нет, мы просим и хлеба духовного для души. А хлеб духовный — это Пречистые Тело и Кровь Христовы, которых мы вкушаем в Таинстве Св. Причащения, это — Слово Божие, которое содержится в Священном Писании и проповедуется в церкви, без всего этого душа наша не может жить, как тело — без хлеба.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Ах, как много таких, которые не помнят этих слов! Идут на исповедь, чтобы получить прощение грехов, а не хотят попрощаться со своими соседями, на которых держат гнев! Брату, соседу не хочет отпустить малый грех, иногда одно какое-нибудь слово, а хочет, чтобы Бог отпустил ему все его грехи! Так не может быть. Прежде прости своему должнику, тогда и тебе Бог простит твои долги.

Господь рассказал однажды такую притчу: один царь стал считаться рабами своими, и вот привели к нему должника, который должен был страшно большую сумму, заплатить ему было нечем, и царь приказал продать его, и жену его, и детей в уплату долга! Но раб упал к его ногам и умолял: "Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу". И царь умилосердился и простил ему весь долг. Раб вышел от царя и встретил одного из товарищей своих, который должен был ему самую пустую сумму. Он схватил его и стал душить, говоря: "Отдай мне, что должен!"