«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, возлюбленный о Господе брат мой! Если есть у тебя грешная привычка судить и осуждать ближнего, то вот настал Великий Пост: положи же доброе начало, брось эту привычку, — а если, по немощи, забудешься, осудишь кого, то дай себе правило положить в этот день хотя бы три земных поклона за того, кого осудил ты, — с молитвой: "Спаси, Господи, и помилуй такого-то, и его молитвами помилуй и меня грешнаго!" И поверь, что если будешь так делать, то Бог поможет тебе и совсем отстать от этой греховной привычки... Так и во всем другом. Если, например, ты занимаешься куплей и продажей, то помни, что грех лжи и обмана к тебе ближе, чем к другому кому, и вот, ради святых дней поста, дай самому себе честное слово: не кривить душой, торговать по чести и совести, и никого не обманывать; а если по привычке солжешь, то подай в тот день милостыню вдвое против того, на сколько обсчитал покупателя, а если знаешь, кого обманул, то еще лучше — сознайся и извинись пред ним: нелегко это, да за то вперед не будет охоты грешить, а Бог, видя твое смирение, за смирение благословит тебя сугубым благословением! — А если дух гордости будет тебе нашептывать: "Как это можно? Стыдно, да что о тебе люди подумают?" — отвечай ему: "Бога ведь не обманешь, Бог все видит, все знает, знает Он мои помыслы и намерения; не постыдился я согрешить, а покаяться и вовсе стыдиться нечего: помоги, Господи!" — И поди с Богом, и Бог поможет тебе, и как легко после этого на душе-то будет у тебя!.. То же делай, если поссоришься с кем, обидишь кого, — поди, поклонись ему, попроси прощения, помирись с ним... А если, помилуй Бог, выпьешь лишнее, да в пьяном виде других соблазнишь своим бесчинством, или если скверное слово сойдет с грешных уст, то принеси Господу Богу особое покаяние: исповедуй твой грех отцу твоему духовному, попроси у него епитимию, и что он положит тебе, то выполни со всем усердием. Трудно, други мои, отстать от привычного греха, если не будем ничем себя останавливать, смирять, каяться, у Бога просить прощения и нести, по мере сил, какую-нибудь за грех епитимию. А Великий Пост — самое лучшее время для исправления. Осмотрись, каждый человек, заметь: какой грех особенно любишь ты, поговей, исповедуйся пред духовным отцом, соединись с Господом во святом Причащении, да и положи доброе начало: дай себе слово не делать любимого греха, наипаче во святые дни постные, а там, даст Бог, укрепишься и бросишь его навсегда! Начинать всегда трудно, а после — слюбится. И будет тогда святой Пост для нас воистину спасительным, и встретим мы Пасху Христову в радости и веселии, и возрадуются о нас Ангелы небесные — наши хранители! — Господи Боже наш! Аще и ничтоже благо сотворихом пред Тобою, но даждь нам отныне положити начало благое! — Аминь.

(Поучение в начале Великого Поста)

Великопостное послание духовного отца к духовному сыну

Желаю тебе, возлюбленный, спасения души, и посылаю тебе благословение. Ты знаешь, чадо мое, по духу родимое, что Бог вверил мне талант поучения, чтобы я куплю творил на сей талант, и не скрывал его леностью; ведь придет Господь и взыщет с меня грешного на суде Своем страшном, если я теперь ничего не приобрету на него: строг будет для меня суд тогда и тяжел ответ! Сей талант есть попечение о наших душах, чтобы я сеял в сердца ваши семена Божественные — учение святое, а греховное терние искоренял. И вот, когда я вижу, что вы ходите в законе Господнем, тогда сердце мое радуется; а когда вижу, что вы преступаете заповеди Господни, тогда снедает меня печаль. Я и прежде говорил тебе, чадо мое любимое, о том, какое зло — пьянство, но ты не послушал меня, и я теперь очень тужу по тебе, ибо вижу, что ты и в постные дни побеждаешься пьянством. А ведь сии дни даны Христианам на очищение грехов и на спасение души; а ты проводишь их в пьянстве, как неверующий! Или не знаешь, что и в простые дни пьянство не дозволено? Сам Господь сказал, что пьяницы Царствия Божия не наследуют, и что им уготована мука вечная с прелюбодеями, и с идолопоклонниками, и с разбойниками, ибо душу свою губит пьяница. Много погибло людей от пьянства и в прежние времена: даже некоторые и Богу угодившие чрез то лишились Царства Небесного, и сильные и слабые безвозвратно погибли, и богатые обнищали, и здоровые стали больными, и те, кому бы долго жить на свете, умерли скоропостижно, умерли как удавленники, без Божией на то воли, внезапно; и многие губят самих себя пьянством, и прежде времени уходят на тот свет из-за неумеренного винопития, — строго будет судить их Господь за это! И сами вы, братие, знаете, что кто из вас часто напивается, тот не в полном бывает уме. В пьяном виде такой человек не может никакого дела справить: ни житейского, ни духовного. Пьяница-князь свою землю разоряет и неправо судит; властные люди во многом питии забывают судить мудро и справедливо; пьянство губит имущество, пьянство разлучает жен от мужей, пьянство и других хлопот много причиняет. Пьяный готов со всеми драться, сам напрашивается на ссору, а если возьмется за дело — только портит его... Пьянство в церковь Божию не пускает, поста знать не хочет, прогоняет Божий страх, не дает читать душеполезных книг, молиться не позволяет... Пьянство приносит болезни, губит красоту телесную, делает человека в тягость самому себе, повреждает зрение, расслабляет ноги, отнимает ум, отлучает от Бога, предает смерти и повергает человека в огонь неугасимый. Ведая сие, сын мой, перестань от пагубного пьянства, умоляю тебя; и особенно берегись пить на тощий желудок: это очень-очень вредно для тела, а для души пагуба... Из-за твоего многопития и я обретаюсь во многой скорби: ах, как бы я рад был, если бы ты бросил эту злую привычку! Вот, я заповедую тебе: не пей ты по крайней мере в этот Великий Пост — до Великого дня (Пасхи)! Ведь это — дни очищения души, дабы тебя простил Бог, — а ты прогневляешь Его, упиваясь вином! О дети мои! Не напивайтесь вы в посте: великое это зло! Святые Апостолы постановили в посте не творить особых праздников даже в честь святых Божиих; а вы, упиваясь в сей святой пост, оказываете больше чести своей утробе, нежели памяти святых! Напрасно же мы и называем себя Христианами, если живем не по-христиански. Братия мои! Все творите во славу Божию, и Господь Бог прославит вас во Царствии Своем, а здесь подаст вам доброе здоровье, и честь, и мирную жизнь. Ему слава во веки! Аминь.

(Из рукописного сборника XVII века "Измарагд")

410. Что нужно для спасительной исповеди?

Что такое исповедь? Исповедь есть изустное признание в грехах своих, которые тяжко лежат на совести. Покаяние очищает душу и делает ее готовой к принятию Духа Святого, а исповедь, так сказать, только опоражнивает душу от грехов. — Мы здесь представим самое простое подобие и сравнение исповеди, например: если бы у тебя была одна только какая-нибудь посудина, которую ты, по небрежению или по лености своей, до того довел, что она мало-помалу наполнилась всякими нечистотами, так что посудина твоя не только негодна к употреблению, но даже нельзя взглянуть на нее без омерзения, и что, ежели бы тебе царь стал давать, и давать даром какой-нибудь благовонный и драгоценный бальзам, которого одна капля может излечить всякие болезни и сохранит твое здоровье, — что же? Ужели бы ты отказался от такого драгоценного дара потому только, что у тебя нет другой чистой посуды? — Нет! Верно бы ты не отказался от такого драгоценного дара, а постарался бы очистить твою посуду. Но как бы стал очищать твою посудину? Конечно, прежде всего ты извергнул бы из нее вон всю нечистоту; начал бы вымывать ее водой и даже, может быть, стал бы выжигать ее для того, чтобы нисколько она не имела прежнего запаха. Не правда ли, так? Теперь пусть посудина будет означать душу, данную тебе от Бога, которую ты до того довел, что она наполнилась всякими беззакониями и неправдами, благовонный бальзам, данный царем, будет означать Духа Святого, исцеляющего всякие недуги и скорби, которого Царь неба и земли, Иисус Христос дарует нам даром. Осмотреть свою посудину значит почувствовать свою вину пред Богом и вспомнить все грехи, которые вкрались в сердце твое. Извергнуть нечистоту из посудины — значит исповедаться во грехах своих пред духовником, а вымыть водой и выжечь огнем означать будет сердечное и даже слезное раскаяние и добровольную решимость переносить все неприятности, нужды, скорби, несчастья и даже бедствия, какие случатся с нами. Теперь скажите: полезна ли, нужна ли исповедь? — Конечно, полезна и даже необходима; потому что нельзя очистить посуду без того, чтобы не выбросить из нее прежде всей нечистоты, — так точно нельзя очистить душу свою от грехов без исповеди. Но скажите, довольно ли одной исповеди для получения Духа Святого? Конечно нет; потому что, чтобы принять благовонный и драгоценный бальзам в оскверненную посудину мало того, чтобы только опорожнить ее, но надобно вымыть ее водой и выжечь огнем. Так точно, чтобы получить Духа Святого мало того, чтобы только исповедаться или только рассказать грехи свои пред духовником, но надобно при сем и омывать душу свою покаянием или сокрушением и скорбью души, и выжигать ее добровольным терпением скорбей. И так, вот что значит исповедь и покаяние! — В чем же заключается истинная и правильная исповедь?.. Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов таинством покаяния, то нам 1) прежде всего надобно веровать в Господа Иисуса Христа, и твердо надеяться, что Он готов простить всякий грех сколько бы он ни был велик, если только грешник раскается чистосердечно; надобно верить и надеяться, что Бог всячески желает и ищет нашего обращения. Об этом Он нас уверяет чрез пророка так: «живу Аз, глаголет Господь», т.е. уверяю и клянусь Моей жизнью, что «Я хотением не хощу», т.е совершенно, отнюдь не желаю «смерти грешника», но весьма желаю его обращения. 2) Надобно иметь сокрушенное сердце. Кто есть Бог? И кто мы? Бог есть всемогущий Творец неба и земли, Он есть страшный и правосудный Судья, а мы? Мы слабые и ничтожные смертные: все люди, даже самые великие люди, пред Богом менее, чем прах, и мы никогда себе представить не можем, сколько противен Богу всякий грех, и сколько оскорбляет Его всякое беззаконие. И мы, ничтожные и слабые, мы бесконечно облагодетельствованные Богом нашим, смертные, дерзаем оскорблять Его — Всеблагого?.. Ах, это так ужасно!.. Мы столь виновны пред Богом, столь преступны, что не только не смеем называться чадами Его, но даже не стоим быть самыми последними рабами Его. Итак, представляя себе все это, вы видите, какое сокрушение, какое соболезнование надобно иметь тогда, когда мы хотим очиститься от грехов. И таковое чувство надобно иметь не только пред исповедью, и при исповеди, но и после исповеди. И сверх того, хотите ли вы принести жертву Богу такую, которая Ему была бы приятна? Конечно все рады, этого желаем и по мере сил приносим, но что мы можем принести Ему приятного? Сокрушенное сердце. Вот приятнейшая для Бога жертва! «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно», вот приношение Богу драгоценнейшее всех приношений и прикладов! 3) Надобно простить всем врагам своим и оскорбителям все то, что они нам сделали вредного и оскорбительного. Простить... Что значит простить? Простить значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно; никогда не вспоминать, совсем забыть и сверх того полюбить своего врага, как приятеля, как брата, как друга, защищать честь его и отдавать ему во всем справедливость. Вот что значит простить. И кто не согласится, что это очень тяжко? Так, тяжкое дело прощать обиды, но за то и велик тот, кто умеет прощать обиды; поистине, велик и пред людьми и пред Богом. — Да, тяжко прощать врагам своим; но делать нечего, надобно прощать, а иначе и сам Бог не простит. Иисус Христос сказал: если вы отпущаете человекам согрешения их, и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваши, но ежели вы не прощаете человекам согрешения, то и Отец ваш небесный не отпустит вам согрешений ваших; напротив того, хотя каждочасно молись Богу, хотя имей такую веру, что и горы можешь переставлять и даже, хотя раздай все свои имения нищим, и отдай тело свое на сожжение, но если ты не прощаешь и не хочешь простить врагу своему, то все напрасно в таком случае: не спасет тебя ни молитва, ни вера, ни милостыня, словом сказать — ничто не поможет тебе. Но если должно прощать врагам своим, то также необходимо и просить прощения у тех, кого мы обидели; так, оскорбил ли ты кого словом, проси прощения, приди и поклонись в ноги, и скажи: прости меня; обидел ли ты кого делом, постарайся поступками своими пред ним загладить вину свою и вознаградить ущерб его, и тогда будь уверен, что все грехи твои, сколько бы они ни были тяжки, будут прощены тебе. — 4) Надобно без всякой утайки и чисто открыть грехи свои. "Для чего открывать грехи свои Тому, Кто знает все наше сокровенное?" — говорят некоторые. Конечно для того, чтобы тем принести повинную голову. Конечно, Бог знает все наши грехи; но Церковь, имеющая власть от Бога прощать и разрешать грехи, не может знать их, и потому она без исповеди не может произнести своего решения. Тот, кто сердечно сознает себя виновным пред Богом, тот готов сознаться в грехах своих хотя бы целому свету, лишь бы только на страшном суде Христовом они были сокрыты от Ангелов и святых человеков. Тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: прощаю и разрешаю, но Дух Святый не простит и не разрешит его. 5) Наконец, надобно положить твердое намерение впредь жить осторожнее. Вот самая трудная обязанность! — Но что же делать? Если хочешь быть в Царствии Небесном, если хочешь, чтобы Бог простил тебе грехи твои, то перестань грешить; только под этим условием Церковь разрешает кающегося от грехов его. А тот, кто нисколько не думает об исправлении себя, тот напрасно исповедуется, напрасно трудится, потому что духовник хотя и скажет: прощаю и разрешаю, но Дух Святый не простит и не разрешит его. — Слышите, братия, Церковь повелевает после исповеди жить как можно осторожнее и не возвращаться на прежнюю греховную жизнь, но начать жизнь новую и святую. Итак, братия мои, прошу вас ради Бога, ради спасения вашего, постарайтесь переменить жизнь свою. И еще повторяю, что тот, кто совсем не имеет никакого намерения жить осторожнее, тот не получит прощения грехов своих от Бога. Аминь.

(Из 1 тома Творений Иннокентия, митрополита Московского)

411. Что нужно для достойного причащения Святых Таин?

— Боже мой! Какое сокровище мы имеем в руках своих и именно в руках наших, потому что никто не возбраняет и не запрещает нам приходить и пить из сей чаши жизни: когда только угодно приходи и пей; и не только никто не возбраняет, но Церковь каждодневно призывает нас к сей чаше бессмертной: приступите, вопиет она: тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите! — И скажите, братия, не безразсудно ли поступают те, которые не хотят и сами отказываются принимать Святые Тайны? Ах! Они не знают и не понимают, что они отказом и небрежением своим не только сами себя лишают благодати, но еще оскорбляют великого Спасителя Иисуса Христа. Это ужасно! Так некогда скажет Иисус Христос таковым людям: Я за вас страдал, Я за вас пролил кровь Свою, Я искупил вас, и отдавал вам чашу жизни и бессмертия, но вы, неблагодарные, вы не хотели пить из нее, вы как будто издевались надо Мной своим небрежением. Отойдите от Меня, Я не знаю вас, вы не Мои. — Ах, как ужасно будет слышать это! — Многие говорят: нет, мы не пренебрегаем святого таинства, но мы недостойны приступить к нему потому, что великие грешники. Так; правда, что страшно приступить к Святым Таинам недостойному человеку, потому что тот, кто недостойно приобщается Святых Таин, тот «суд себе яст и пиет»: он, как Иуда, есть предатель Иисуса Христа. Но если судить строго: то какой человек достоин причастия Святых Таин? Кто в свете может почесть себя достойным принятия честнейшего Тела и Крови Иисуса Христа? Постники ли, пустынники ли? Нет! И самые великие святые считали себя недостойными, так например: кто были Василий Великий и Иоанн Златоуст? Это были великие, необыкновенные и святые люди; но и они сами признаются, что недостойно едят Тело Христово и пиют Кровь Его. Но для того-то и оставил нам Иисус Христос Свое Тело и Кровь Свою, чтобы мы, слабые, могли укрепляться сею бессмертной пищей. И так, братия, ради Бога, ради Иисуса Христа, не отказывайтесь от принятия Святых Таин,— это страшно! Прежние Христиане каждый праздник, каждое воскресение приобщались Святых Таин, и потому-то они и были истинными Христианами. Так и вы, братия, не лишайте сами себя такого сокровища, как можно чаще питайте свою душу хлебом небесным, и утоляйте жажду души вашей сим источником бессмертия. — Что же нужно для того, чтобы достойно принять Святые Тайны? 1) Надобно верить, что сие таинство установлено и предано нам Самим Иисусом Христом в последний вечер пред страданием Его; веруй, что тот хлеб, который ты вкушаешь, есть самое пречистое Тело Иисуса Христа; веруй, что то вино, которой ты пиешь из чаши, есть самая святейшая Кровь Иисуса Христа, претворенная и освященная Духом Святым. 2) Пред принятием Святых Таин надобно войти в себя, осмотреть свою душу: нет ли в ней грехов, и если есть, то надобно очистить себя исповедью и получить разрешение в грехах своих от имени Церкви. И 3) самое главное: не надобно иметь никакой вражды, никакой злобы, но со всеми примириться и всех простить. Вражда и злоба есть такое препятствие к принятию Святых Таин, что никакие молитвы, никакой пост, словом, никакие приготовления не могут уничтожить оное.

— Говорят некоторые, что мы не можем приобщиться Святых Таин потому, что не держали поста. Конечно, Церковь наша повелевает нам поститься и говеть, потому что и Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей; но что есть истинный пост? Многие думают, что пост состоит только в том, чтобы не есть мяса, масла и рыбы. Конечно так; прежние Христиане в пост не употребляли скоромной пищи, но они и самую простую пищу употребляли известной мерой и количеством. Но для чего установлен пост? Для того, чтобы облегчать и усмирять тело, обуздывать пожелания и страсти, вот цель поста! — Итак, если ты и поступаешь по правилам Церкви и разбираешь, когда есть мясо, когда рыбу и проч., но в то же время не постишься душой, т.е. не воздерживаешь себя от грехов, не удерживаешь язык свой от зла, то все пощение твое совершенно напрасно. Итак, когда мы говеем, то надобно употреблять пищи столько, чтобы только совсем не потерять аппетита, а кто имеет какую-либо дурную привычку или порок, например, сквернословить, осуждать или упиваться и проч., и на это время оставит их, тот истинно выдержит пост. Наблюдая такие правила, без сомнения приступай к Святым Таинам. — Итак видите, братия, что кроме вражды и злобы ничто не возбраняет нам принять Святые Тайны? — Что же должно наблюдать после принятия Святых Тайн? 1)

2) После принятия Святых Таин старайся как можно долее размышлять о величии сего таинства, и не вдруг устремляй твои мысли на обыкновенные твои занятия. 3)

— Еще говорят некоторые, что после причастия надобно воздерживаться несколько недель от мяса и проч. Церковь наша никогда и нигде не предписывала такового правила; и вероятно таковое воздержание было совершенно произвольное, но Церковь наша только советует воздерживаться от грехов и более ничего.

Итак, братия мои! Вот я сказал вам все, что нужно знать постникам! Счастлив и пресчастлив тот, кто после говения сколько-нибудь переменит жизнь свою и будет осторожнее; потому что всякая добрая перемена жития приближает нас к Царствию Небесному; приближает и привлекает к нам Духа Святаго. Но несчастлив тот человек, который после исповеди и Святого Причастия нисколько не хочет переменить жизнь свою и нисколько не старается воздерживаться от грехов; он вместо отпущения и очищения грехов прибавит на душу свою новый и страшный грех, тем, что без всякого внимания и размышления приступал к таинствам Покаяния и Святаго Причастия. — Молю убо, братия мои! Ради Бога, создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего кровь Свою для нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради Царствия Небесного, потщитеся, употребите все усилии и усердие ваше, чтобы говение ваше не было напрасно; чтобы получить пользу душевную, постарайтесь правильно исповедаться и достойным образом приобщиться Святого Тела и Крови Христовой; и тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа будет с вами! Аминь.