«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Так молись, возлюбленный, молись и надейся на Господа. А чтобы все намерение было прочнее, поди к отцу твоему духовному, покайся пред ним во всех грехах твоих, а наипаче в винопитии; попроси у него епитимью себе, потом соединись со Христом Господом в Пречистых и Животворящих Таинах Тела и Крови Его, и с сего времени положи себе за правило: отнюдь не касаться водки, никогда, ни под каким предлогом! А если будет тянуть к ней — возьми Святое Евангелие и читай его дотоле, пока пройдет худое желание; или твори молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» И молись так дотоле, пока пройдет искушение. Помоги тебе Бог положить начало благое на радость матери твоей, на счастье семье и спасение твоей душе!
455. Богомладенец Иисус в храме Иерусалимском
«Радуйся зело дщи Сиона, проповедуй радость дщи Иерусалимля» (Зах. 9; 9), ликуй народ града Божия! Веселитесь врата и стены Сиона! Да совокупятся ныне небесная с земная и да прославят песнями Небесный Иерусалим вместе с земным, Христа в нем — Небесного и земного. Он — Небесный, да возликуют о Нем бесплотные Силы; Он и земный, да воспоют Его земнородные с Ангелами. Ныне «явится Бог богов в Сионе» (Пс. 83; 8). Граде Божий Иерусалиме, «град Царя Великаго» (Пс. 47; 3). Отверзи врата Тому, Кто отверз всем двери гробов, Кто сокрушил вечные врата ада. Тот, Кто древле на горе Синайской как Бог беседовал с Моисеем, ныне как раб исполняет закон, подчинившись закону (Гал. 4; 4). Ныне Небесный Жених приходит в храм. Дщери Иерусалимские! Соберемся во храм; воскликнем Ему песнь Ангельскую с Ангелами: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6; 3), полны концы мира благости Его; полна вся тварь хвалы Его; полно все человечество снисхождения Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердия Его — полны Его милости, Его щедрости, Его даров, Его благодеяний. Итак, «ecu языцы восплещите руками» (Пс. 46; 2); все пределы земли «приидите и видите дела Божия» (Пс. 45; 9); «всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150; 6); вся земля да поклонится Ему (Пс. 65; 4); всякий язык да поет, да славит, да прославляет Бога Младенца четыредесятидневного и Предвечного, Младенца малого и ветхого деньми (Дан. 7; 9), Младенца, млеком питаемого и веки сотворившего (Евр. 1; 2). Вижу Младенца и узнаю в Нем Бога, вижу Младенца, млеком питаемого и мир питающего, Младенца плачущего и дарующего миру жизнь и радость, Младенца, пеленами повиваемого и разрешающего меня от уз греха, Младенца, Который один и тот же и на земли — в объятиях Матери по плоти истинно и совершенно, и на небеси — в лоне Отца истинного и совершенного. Вижу Младенца, идущего из Вифлеема в Иерусалим и не отлучившегося от горняго Иерусалима. Вижу Младенца, по закону принесшего жертву во храм на земли, и в то же время приемлющего благочестивые жертвы от всех на Небеси. Се — один и тот же и в объятиях старца по человечеству, и на престолах херувимских по Божеству; один и тот же — приносящий приношение за мир; пастырь и овца, — и приносимый в жертву, и приемлющий жертву, и законодатель и подзаконный.
Но послушаем, что о настоящем празднестве говорит Святое Евангелие. Чудный Лука повествует о Христе, что «егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста Иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем, как есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется... И се, бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в нем. И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде Духом в церковь: и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем: И Симеон прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение твое, еже ecu уготовал пред лицом всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2; 22-23, 25-34). «Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его?» (Пс. 105; 2). Дланию содержащий землю объемлется объятиями старца, и носится «Носяй всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1; 3). Да торжествует Адам, взывая ко Христу словами Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Ты ныне разрешаешь меня от вечных уз, от тления, от смерти, и отъемлешь мою печаль. О мой сын и Бог!
Сей есть «сияние славы» Отчей (Евр. 1; 3). Сей есть свет светов, из Отчих недр воссиявший. Сей есть вода жизни, дарующая жизнь миру. Сей есть Бог Слово, единым словом все из небытия в бытие приведший. Сей есть Тот, Который един простер небо (Пс. 103; 2) и по морю ходит, как по суше. Сей есть Тот, Который утвердил землю на водах (Пс. 135; 6). Сей есть Тот, Который оградил море песком как стеною. Сей есть Тот, Который отделил свет от тьмы (Быт. 1; 4). Сей есть Тот, Который устроил звездный круг. Сей есть Тот, Который премудро создал весь мир, видимый и невидимый. Сей есть Тот, Который нерукотворенными руками от персти составил и образовал человека. Сей Тот, Который создал нас по образу Божию, ныне Сам сделался человеком по образу нашему, и есть Человек, но вместе и Бог. Пребывая Богом, Он освятил наше естество; один и тот же по всему и на небе, и на земле познаваемый; на небе — Творец, как Бог, на земле — тварь, как человек.
«Услышите сия ecu языцы!» (Пс. 48; 1). Слушай, Израиль: Тот, Которого я, твой священный Симеон, в объятиях ношу и великим гласом в храме народу проповедую и свидетельствую, есть Господь Бог твой. Итак, «внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих» (Пс. 77; 1). Се-то Отроче, о Котором предрек Исаия, говоря: «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам; и нарицается имя Его великого совета (Отчего). Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века» (Ис. 9; 6). Если же сие Отроча — Бог крепкий, то ясно, что об Нем сказал Давид: «явится Бог богов в Сионе» (Пс. 83; 8). О сем Отроке взывает и Варух: «Бог явися на земли, и с человеки поживе» (Вар. 3; 38). Сей-то Отрок древле рассек море Израилю и потопил фараона (Исх. 14; 21-23); дал закон израильтянам, одождил манну, руководил в пустыне огненным столпом народу еврейскому. Сей-то Отрок Моисея укрепил на четыредесятидневный пост, равно как и Сам Отрок сей четыредесять дней постился после Крещения, а спустя четыредесять дней после рождения от Девы ныне пришел в Иерусалим земный. О сем Отроке предвозвестил Аваакум, говоря, что Бог от юга приидет (Авв. 3; 3), ибо с южной стороны Иерусалима, из Вифлеема Он пришел ныне в Сион. О сем Отроке свидетельствовал Моисей, говоря: «Пророка вам восставит Господь Бог из братий ваших; и всяк, кто не послушает Его, потребится душа того» (Втор. 18; 15). К сему Отроку молился пророк Давид, говоря: «седяй на Херувимех, явися,... воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс. 79; 2, 3); и в другом месте: «Господи, приклони небеса Твои, и сниди» (Пс. 143; 5). — Видите и веруйте, иудеи: сего Отрока песнославят Ангелы, Ему поклоняются Архангелы, Его трепещут Власти, Его славят Силы, Ему служат Херувимы, Его богословят Серафимы, Ему работает солнце, Ему служит луна, Его слушают стихии, Ему повинуются источники. При виде сего Отрока врата адовы сокрушились, врата небесные разверзлись, и ад, узрев Его, вострепетал. Сей Отрок истребил смерть, посрамил диавола, разрушил клятву, прекратил печаль, стер главу змия, раздрал враждебное рукописание грехов, попрал грех, разрушил заблуждение, восставил тварь. Сей Отрок спас Адама, воздвиг Еву, призвал народ, просветил мир. Итак, приидите, христолюбцы и боголюбцы, изыдем в сретение Господу Владыке все в радости и чистоте, — не пресыщая чрево, но ликуя сердцем, не упиваясь вином, но кипя духом.
Аминь.
(Из "Слова" на Сретение Господне святителя Кирилла Иерусалимского)
456. Мой неизбежный путь (Размышление о загробных мытарствах)
Страшный и прискорбный путь предлежит мне по смерти... «К Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия!» Когда настанет для меня последний час смертный, тогда бедная душа моя увидит около себя Ангелов добрых и злых. О, коль мерзостно будет увидеть тогда лица демонские! И что если придут они ко мне ранее святых Ангелов? Горе мне, бедному! Смутится душа моя грешная и обратит взоры свои к добрым Ангелам Божиим: Святии Ангели! будьте тогда отрадою и утешением для меня, покройте светлыми крылами своими притрепетную душу мою!
Великая скорбь и болезнь обымет меня, и одна минута таких страданий покажется для меня бесконечно долгим временем... Точно звери хищные, будто волки лютые, будут рыкать и вопить вокруг меня демоны; все грехи мои, все слова греховные, все помыслы нечистые будут они показывать мне на темных хартиях своих. О, как горько буду я жалеть тогда о своем нерадении, как жестоко буду упрекать себя в лености и нерадивой жизни! Как дорога тогда покажется и одна минута жизни сей для покаяния, а сколько дней и годов проведено мною в беспечности, отдано греху и самоугождению! Чего бы не дал тогда за одну минуту жизни, только позволено было бы принести покаяние! Но — увы, покаяния двери заключились уже, жизнь окончена, времени более нет — настала вечность, требуют отчета за всю жизнь прошедшую... И воскорбит душа скорбию безутешною, и восплачется слезами горючими! О, если бы, братие, мы постоянно внимали себе, если бы сей грозный час всегда памятовали! И увижу я тогда слезы ближних моих, увижу их скорбь и стенания, но ни слова им не смогу вымолвить... Тяжело будет мне самому до себя! Только молитва их, молитва слезная, молитва горячо любящих сердец может облегчить мои страдания.
Но вот и смерть придет, сия царица ужасов; она расслабит все члены мои, все составы мои; напоит меня горькой желчью, и покинет душа тело бренное, будто одежду ветхую. Как птичка беззащитная, видя кругом себя толпы ловцов, устремится она к светлым Ангелам и благо ей, если они не отринут ее за греховный смрад... Затем откроется предо мною далекий и трудный путь от земли до неба — путь страшных мытарств воздушных. На каждом мытарстве будут обличать меня злые мытари — демоны; они напомнят мне все мои дела и слова, и помышления греховные; они будут взводить на меня и такие вины, о которых не имею я и понятия (см. Иоанна Лествичника, статья 7-я).
Первые встретят меня мытари празднословия; в руках у них свитки длинные, все сплошь мелко исписанные. Сколько там записано моих праздных речей: и бесполезное пустословие, и постыдное сквернословие, и насмешки над ближними, и кощунство богопротивное, и песни страстные, и смех неподобный, и даже мысли праздные! Не счесть никому песчинок на берегах морских — так не исчислить и моих словесных и мысленных грехов! И во всем этом потребуют у меня отчета на первом мытарстве воздушном, по слову непреложному Самого Господа: «всяко слово праздное, еще аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день Судный».
Потом встретят мытари — истязатели всякой лжи, клятвы нарушенной, обетов неисполненных, грехов, от духовного отца утаенных... Здесь удерживают всякого, кто всуе призывал великое и страшное имя Божие, кто напрасно и без благоговения призывал Бога во свидетели... Здесь удерживается всяк любяй и творяй лжу! Это второе мытарство.