«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Началось молебное пение. Все со слезами взирали на святую икону Матери Божией. И вот, лишь только запели после шестой песни кондак: "Предстательство Христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы...", как вдруг святая икона сама собой заколебалась. Тысячи голосов радостно воскликнули: "Господи, помилуй!" С благоговением принял Святитель чудотворную икону на свои руки, облобызал ее и передал нести двум дьяконам. С торжественным пением понесли икону на городскую стену и поставили ее в виду врагов, где кипела самая жестокая битва.

Народ с умилением сердечным молился Царице Небесной о пощаде города. Был полдень. Тучи стрел летели на стену. Вдруг одна из этих стрел вонзилась в икону Богоматери. Лик Пречистой обратился к городу, и Святитель увидел, что из очей Владычицы текут слезы на его фелонь. "О дивное чудо! — воскликнул он. — Как из сухого дерева источает слезы Царица Небесная? Она являет нам знамение, что со слезами молится Сыну и Богу Своему о избавлении града нашего". Невозможно словами изобразить то воодушевление, какое овладело в эту минуту народом, с какой крепкой верой он молился в это время. А на врагов напал трепет, их покрыла тьма; в смятении они стали убивать друг друга. Тогда новгородцы отворили ворота и все единодушно устремились на врагов. Победа была полная и в память ей установлен праздник 27 ноября, который и поныне празднует вся Российская Церковь.

Икона «Знамения» представляет Матерь Божию поднимающей две руки в умиленном молитвенном виде. В Ее недрах находится Предвечный Младенец. Много чудесных знамений было и после того от этой святой иконы. Так, в 1566 году вспыхнул пожар, грозивший истребить весь город, все усилия остановить распространение огня были напрасны. Тогда святитель, митрополит Макарий, с крестным ходом пошел в церковь Знамения, где находится святая икона, пал пред ней ниц с молитвой о пощаде города, потом в крестном ходе понес ее по берегу Волхова и кропил святой водой на стремившийся к городу огонь. И вдруг пламень стал утихать, ветер с города подул на Волхов, и пожар скоро прекратился.

В 1626 году один серебряных дел мастер хотел обокрасть церковь Знамения Богоматери и накануне самого праздника 27 ноября спрятался в церкви после всенощной. Ночью он хотел снять с чудотворной иконы бывшие на ней драгоценности, но был отброшен на пол. В это время начался благовест к утрени, вошел пономарь, увидел святотатца и, думая, что он пьян, вывел его из церкви. Когда узнали о похищении, пономарь вспомнил о Плавилыцикове (так звали вора), пошли к нему в дом, обыскали и нашли похищенное. А сам он оказался в повреждении ума.

595. Сказание о чуде, как святой великомученик и Победоносец Георгий вразумил сарацина

Во граде Рамеле, иже есть близ святого града Иерусалима, создана бысть церковь каменная во имя святого великомученика Георгия. Егда убо сарацыни прияша во область свою всю Сирию, тогда в сей церкви случися чудо таково. Вниде некий нарочитый сарацынин со иными сарацыны в церковь ту во время церковного правила, и, видев икону святого Георгия и пресвитера, пред иконою стояща, покланяющася же и тайные совершающа молитвы, рече к другом своим: "Видите ли безумного сего, что творит, — молится. Но принесите ми лук и стрелу, да доску оную прострелю". И абие лук принесен бысть, его же он, созади всех стоя, напряг, испусти стрелу на икону мученикову. Стрела же не ко иконе, но в высоту лет, и, спадши с высоты, удари сарацынина того в руку и уязви тую. Изыде убо абие вон и иде в дом свой, болезнующи рукою зело, и умножашеся болезнь, и отече рука его вельми и, аки мех, надмеся, и вопияше стеняши, смертною одержим болезнию.

Имеяше же в дому своем рабыни некий от христианская веры, яже призвав, рече: "Бых в церкви бога вашего Георгия и хотех прострелити икону его, но по случаю недобре стрелих, и возвратившися стрела, уязви мя в руку и се, умираю от нестерпимыя болезни". Они же рекоша ему: "Мниши ли, яко добре сотворил еси, дерзнув на образ святого мученика?". Глагола сарацынин: "Еда ли имать силу образ оный сотворити мя тако, как ныне есмь болен?" — Отвещаша рабыни: "Мы не книжни есмы и не имамы, что отвещати тебе, но призови пресвитера, той речет ти, яже от нас вопрошаеши". Послуша же варвар совета рабынь своих и, послав, призва пресвитера, и рече ему: "Хощу уведати, кую силу имать доска оная или икона, ей же покланялся еси?" Отвеща пресвитер: "Аз не доске покланяхся, но Богу моему, всех Создателю, молих же изображенного на доске святого великомученика Георгия, да ходатай будет от мне к Богу". Глагола варвар: "И кто есть Георгий, аще не бог он ваш есть?— отвеща пресвитер: "Святый Георгий несть Бог, но слуга Бога и Господа нашего Иисуса Христа, человек бысть, подобострастный вам, иже многия претерпе муки от поган нудивших его, да отвержется Христа, но он, мужественно вся претерпев, прия от Бога благодать соделовати знамения и чудеса. Мы же, любяще его, почитаем того икону и, аки на самого оного взирающе, покланяемся, объемлем и лобызаем сице, как и ты, по смерти родителей твоих и любезных братии твориши, одеяния их пред тобою полагаеши, слезиши, лобзаеши, аки тех самых очесам своим представляя. Тако убо мы святых иконы почитаем, — не яко богов, не буди то, — но яко изображения слуг Божиих, иже иконами своими чудодействуют. Ежели и тебе случилось дерзнувшему стрелити на икону святого мученика, да уведаеши силу его в наказание иным". Сия слышав, сарацынин рече: "И что сотворю? Видиши руку мою отекшу, и нестерпимую стражду муку, и к смерти приближаюся..." — Глагола ему пресвитер: "Аще хощеши жив и цел быти, повели принести к себе образ святого великомученика Георгия и постави того над одром твоим, и лампаду елея пред ним возжжи на всю ночь. Во утрие же помажи елеем больную твою руку и веруй, яко исцелееши, — и будет ти тако". Сарацынин же абие моли пресвитера, да принесет икону Георгиеву, юже радостно приемши, сотвори вся тако, как от пресвитера научен бысть. И егда во утрие помаза руку свою елеем от лампады, абие преста болезнь, и исцеле рука его. Таковым чудом удивлен и увеселен варварин той, вопроси пресвитера, аще имать что в книгах своих писано о святом Георгии. Пресвитер же принес Житие и страдание святого, чтяще ему; он же, со вниманием послушая, держаще в руках икону мученикову и вещаше ко святому, на иконе изображенному, аки к живому, со слезами, глаголющи: "О святый Георгие! Ты юн, но смыслен был еси. Аз же стар, но безумен. Ты млад, Богу приятен. Аз же состарехся и лишен Бога, моли же о мне Бога твоего, да и аз буду раб Его". Таже припадая к коленом пресвитеровым, просяще того, да крещения святого сподобит его. Пресвитер же, видев его веру, крестити в тайне ночию, страха ради сарацынского. Бывшу же утру, новокрещеный оный сарацынин изыде из дому и, став посреде града в позор всем, со многим дерзновением нача велегласно проповедати Христа, истинного Бога, сарацынскую же веру проклинати. И абие стечеся к нему множество сарацынов, и исполнившеся гнева и ярости, устремишася на него аки дивии звери, и мечами на уды ссекоша. И тако в малом времени добрый исповедания соверши подвиг, и прия венец мученический, поспешествующим ему молитвам святого Георгия великомученика.

(Из Четии Минеи)

596. Как святая Церковь молится за усопших?

«Память совершающе всех усопших во Христе, и конечный (последний) день воспомянем, вернии, о нас же и об оных Христа присно молящее».

Шесть раз в году Святая Церковь Православная совершает нарочитое поминовение всех умерших от века в вере и надежде Жизни Вечной: в субботу мясопустную (перед Масленицей), в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, в понедельник (или вторник) Фоминой недели и в субботу перед праздником Пресвятой Троицы. Кроме того, два раза в году бывает особое поминовение всех православных воинов: 29 августа и в субботу перед 26 октября (днем памяти святого Великомученика Димитрия). К сожалению, немногие знают, как трогательно молится в эти дни наша матерь — Святая Православная Церковь о почивших, как она объемлет своей любовью всех верных, скончавшихся когда бы то ни было и где бы то ни было. С истинной заботливостью матери она перечисляет все виды внезапной смерти, всех усопших поминает, о всех умоляет Господа и такой любовью своей успокаивает скорбящие сердца тех, кто понес внезапную утрату. Но при этом две черты останавливают ваше внимание: Святая Церковь молится о всех скончавшихся в вере и вовсе не поминает одних только самоубийц. Прочтите же теперь хоть немногие, избранные нами, молитвенные воздыхания матери-Церкви о всех от века усопших и сами помолитесь душой о своих близких и милых. Песни эти написаны святым Феодором Студитом (игуменом Студийского монастыря в Царьграде) больше тысячи лет назад.

«Ecu помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечного огня избавить я (их), усопшия в вере и надежде Жизни Вечныя.

Страшный конец смерти, и грозный суд Владыки: огнь бо неугасимый уготовися тамо, червь неусыпаемый мучай, и скрежет зубов, тьма кромешная (без всякого просвета) есть, и вечное осуждение. Темже (посему) зовем ко Спасу: яже избрал ecu от привременных упокой за велию Твою милость.

Вси в житии оставльшиися, приидите, во гробех ужасающеся приникните, и видите мира прелесть (обман): где ныне тепла доброта (красота) и слава и богатство? Где же гордость жития? Воистину суетная вся. Темлсе зовем ко Спасу: яже избрал ecu от временных упокой за велио Твою милость!