«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так ли, друзья мои, бывает у нас? Не говорю о том, в каком небрежении растут наши деревенские дети: пока родители дома, они, по крайней мере, сыты, если нельзя сказать, что одеты, за ними есть хоть какой-нибудь присмотр. Но вот наступает летняя рабочая пора, время уборки сена и хлеба; все способные к работе, от мала до велика, переселяются в поле, и по всей деревне остаются только дряхлые старики да малые дети и грудные младенцы, оставленные на попечение какой-нибудь старухи, которой самой требуется уход, или неопытной малолетней девочки, которую и дома-то оставить небезопасно. Сколько страданий выпадает тогда на долю несчастных малюток — младенцев грудных. Вместо сродной им пищи — молока матери их кормят холодным молоком, иногда уже окисшим; им дают сырые огородные овощи, ягоды и тому подобное. От такой не пригодной для детского желудка пищи ребенок заболевает. От болей в желудке он плачет и кричит. Но кому какое дело до этого детского плача и крика? Не слышит этого крика родная мать, а чужому человеку — старухе няне, у которой много таких детей на попечении, нисколько не больно от этого крика. И кричит этот бедный ребенок, всеми оставленный и заброшенный, кричит до тех пор, пока, обезсиленный болью и криком, не впадет в забытье, чтобы снова проснуться для новых мучений. И никто не слышит этого крика и не видит, как страдает младенец, лишь только незримый никем Ангел хранитель этого малютки, неотступно при нем находящийся, и видит, и слышит эти муки невинного дитяти, и возмущается человеческим бессердечием. И вот приходит смерть и беспощадно поражает малюток, и каждый день их умирает по нескольку. Войдите в летнюю пору в храм Божий: и в праздник, и в будни, за всякой службой вы увидите там гробики с умершими младенцами, так что невольно приходит на мысль слово пророка: «слушайте, женщины, слово Господа; и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую — плачевным песням. Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы" (Иер. 9; 20, 21). И присмотритесь внимательнее к этим исхудалым, обострившимся личикам лежащих в гробиках младенцев, и вы поймете, что все они умерли от истощения. Отцы и матери этих младенцев! Неужели вы можете равнодушно, спокойно смотреть на ваших детей умерших? Неужели каждый малютка не говорит вам из своего гробика красноречивее всякого слова: "Отец мой, мать моя, что я вам сделал? Чем прогневал вас, что вы не захотели, чтобы я был с вами? Меня Бог послал вам на радость и утешение, а вы оставили меня без пищи, без помощи. Мать моя, я плакал, звал тебя, протягивал к тебе мои руки, глазами искал тебя, но ты не пришла ко мне... Язык мой прилипал к гортани от жажды, а ты не пришла напоить меня... Я страдал и мучился от боли, но ты не пришла утешить и успокоить меня своими ласками... Вместо тебя пришла ко мне смерть и унесла меня от вас. И вот я теперь у Отца моего Небесного, где нет ни печали, ни муки; я молюсь Ему за вас, чтобы Он не наказал вас за вашу жестокость. Не плачьте обо мне, но о себе рыдайте, чтобы вам избавиться от геенны" (Чин погребения младенцев). Кто не бережет своих детей, у того Господь отнимает их, а с ними лишает и Своих милостей. У одной вдовы было три дочери-малютки; мать очень сурово обращалась с ними. Однажды, когда она била их, старшая малютка сказала: "Мамаша, за что ты бьешь нас? Ведь мы не виноваты, что папаша умер. Он говорил нам, что после него у нас останется другой отец — Отец Небесный; вот мы и будем просить Его, чтобы Он взял нас к Себе на небо; только тебе ведь без нас будет очень грустно". И что же случилось? Три девочки в тот же вечер, в садике, усердно молились Богу со слезами и были застигнуты проливным дождем. Ночью открылся у них жар, а на другой день доктор нашел их в злокачественной скарлатине. Через несколько дней все три девочки умерли, а мать их повредилась в уме. Вот как скоро доходит до Бога сердечная молитва детей невинных (Душевное чтение, 1890, декабрь).

Вот как Бог наказывает жестоких родителей! Грудной младенец сам еще не может молиться, а за него молится, за него может Богу пожаловаться его Ангел хранитель. Больно, други мои, подумать, что вот приходится учить любви к детям людей, да еще православных христиан, учить и увещевать, тогда как и животные неразумные в том не нуждаются. Подумайте, братья, что ведь, по слову Божиему, «и чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей» (Плач. 4; 3), а тут люди оставляют собственных детей своих без присмотра и тем обрекают их на болезни и смерть!

И кого же? Невинных младенцев, омытых во святой купели крещением, искупленных кровью Иисуса Христа, усыновленных Самому Богу! Страшно и подумать, какой ответ дадут они Богу на Страшном Суде Его за такое нерадение. Не скажет ли им тогда Господь в праведном гневе Своем: "Идите от Меня, Я не знаю вас! Я вам велел любить даже врагов, а вы не любили и собственных детей ваших; Я вам велел всякого алчущего кормить, жаждущего поить, а вы не накормили своих детей; Я вам велел за больными ходить, а вы оставили без всякого ухода больных детей ваших... Не знаю Я вас: идите от Меня!"

Что скажут тогда на это жестокие родители? Или скажут: "Что же нам было делать? Не для пустого дела мы их оставляли, а для работы: время не терпит, работа не ждет". Но неужели твоя работа для тебя дороже жизни твоих детей? Да и какая будет польза от твоей работы, если на ней не будет Божия благословения? Ведь не напрасно же слово Божие говорит: «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126; 1). Если бы ты, мать, поменьше работала в поле, да о малютках своих побольше заботилась, то и при малой работе Господь послал бы вам изобилие. Он Сам сказал: «ищите прежде Царствия Божия», соблюдайте Мои заповеди, и сия вся, все земные блага, «приложатся вам».

Подумайте, братья, как тяжко согрешают такие люди: Господь посылает им в детях Свое благословение, а они не дорожат этим благословением, даже довольны бывают, когда дети умирают. Слава Богу, говорят, Господь прибрал, лишним ртом стало меньше. Что эти слова показывают? То, что ты тяготишься кормить собственных детей, боишься, что они объедят тебя. Господь и птиц небесных питает, неужели же Он не позаботится о твоих детях?

Однако, в самом деле, как же быть в рабочую пору? На кого оставлять детей? Хорошо бы вы сделали, православные, если бы выбрали одну добрую женщину, на которую можно было бы вполне положиться, и пусть бы она пеклась о ваших малютках в продолжение вашего трудового дня, а вы бы потрудились отработать за нее в поле на ее полосе. Ведь есть же такие сердобольные женщины в каждой деревне: если уж самим вам нельзя дома остаться, то, по крайней мере, не поручайте детей кому попало: ведь целым миром нетрудно сжать одну полосу бедной женщины-соседки, а между тем ваши детки будут ею накормлены и прикрыты с материнской любовью. Сумейте только выбрать такую добрую труженицу, а если одной мало, то и двух. Смотрите, говорит Спаситель, не презирайте, не оставляйте без попечения малых сих, чтобы за них не пришлось отвечать Отцу Небесному! Аминь.

581. Отголоски древнерусской проповеди против пьянства

Были ли на Руси такие блаженные времена, когда не знали бы никакого одуряющего пития, когда не слыхали бы, что такое вино, что такое пьянство? Увы, кажется, что нет! Ведь еще великий князь Владимир, наше Красное Солнышко, заметил, что русскому человеку трудно отказаться от вина, что "Руси есть веселие пити". И как бы хорошо было, если бы русский человек пил только для "веселья": выпил бы одну-две чашицы, одну — во здравие, другую —для веселья, и только. Но нет: ему, на великое горе его, не веселье нравится, а безумное опьянение, он пьет и упивается, пока скоту не уподобится.

И вот от самых древних времен, с первых дней христианства на Руси уже раздается грозная проповедь пастырей Церкви и святых подвижников против пьянства. Послушаем, как наши древние проповедники обличали пьянство в своих простых, но сильных и близких к жизни поучениях.

Так, преподобный Феодосии Печерский больше трех чашиц не позволяет пить: "а и сами, говорит он, в писании (в житиях святых) пытайте, како ти Богородица к святому Василию рекла: аще Мя заступницу в бедах иметь хочешь, друг Ми любимый будешь: пития многа отвергнися и не молитвуй пиян — не будеши услышан, но и паче разгневиши Бога". Далее преподобный Феодосии, изобразив пьяного, который не может держаться на ногах и ползает на коленах, делаясь для всех посмешищем, говорит: "Иереи сотворят молитву над бесноватым и проженут беса, а над пьяным аще бы со всея земли сошлися попове и творили молитвы, того не "смогут прогнати самовольного беса запойства злаго".

В поучении о том, как жить христианам, говорится: "Когда человек поднимает что-нибудь через силу, то сам себе вредит: вот так же вредит и лишняя пища и питье: телу приносит немощь, а душе пагубу. Избегайте пьянства. Апостол Павел говорит: «не упивайтеся вином»; много зла во многом питии. Ради смрада пьянственного отступает от человека его Ангел Хранитель, а бес приходит и сеет в сердце всякую злобу; оттого и происходят ссоры, гнев и брань. В пьяном виде открываются все тайны, и многое питие мало дает смысла. Берегитесь вы, которые любите выпить: как бы вам не погибнуть, а по смерти не попасть в муку вечную".

В одном древнем слове о праздновании дня Воскресного говорится: "Питие на веселие дано, а не на пьянство; а мы, когда начнём пить, то и в церковь уже нейдем, и рады бываем захлебнуться вином. Но что отвратительнее пьяного? Он сидит как безумный, не зная что делает. Если уже и тело наше так страдает от многого пития, то коль паче губим мы душу! Слышите, что говорит Писание? «Кому свары? Кому сини очи? Кому сокрушение вотще? Не пребывающим ли в вине и назирающим, где пирове бывают?» О братья! Зачем мы так губим свои души, живя по-скотски? Иной несчастный всю ночь проводит без сна, пьет, пляшет и творит много всякого зла. Он потерял свой ум, сам не знает, что творит, не знает, что и говорит. Сколько наговорит постыдного — и не стыдится, пристает к чужим женам и говорит много такого, чего никак бы не стал говорить трезвый. Это ли не заслуживает горьких слез? Ах, какое это отвратительное зло — напиваться до беспамятства! Братья мои! Убойтесь муки вечной, перестаньте пьянствовать! Ведь если кто умрет в таком виде, пьяный, то осужден будет с идолопоклонниками в огонь неугасимый".

Так убеждает неизвестный проповедник своих слушателей. А вот выписка из слова, приписываемого в старых наших рукописях святому Иоанну Златоусту: "Приидите, братья-христолюбцы и отцы; пока мы еще живем на этом свете, оставим худые свои привычки; кощунство, игры, ночные попойки. Многим злым и скверным делам научает нас диавол в пьянстве, а наипаче в ночных попойках. В такое-то время бесы особенно возбуждают в нас похоть блудную. Ведь пьяный, потерявший ум, подобен бывает бесноватому: как тот сам не знает, что говорит, не знает, что делает, только кричит без ума, скривляет глаза, лает, как пес, срамословит, бесстыдно обнажается и знать не хочет родителей, так и пьяница. Разница только в том, что первого мучит бес Божиим попущением, а последний сам себя отдает бесу, беснуется по своей собственной воле. Поэтому справедливо божественные книги говорят, что пьяный хуже бесноватого. Враги наши бесы, когда мы теряем ум в пьяном виде, смело приближаются к нам, как к своим пленникам, и одного поучают к ссоре, в другом разжигают блудную страсть, а иного доводят до драки. Итак, умоляю вас, братья: берегитесь пить вино, чтобы ума не погубить и не впасть в руки врагов наших. Ведь и мертвец подивился бы такому чуду, если бы пьяный сохранил себя от греха. Пейте вино со страхом Божиим, умеренно, и стерегите час молитвы. Молитесь Богу вечером, утром и в полдень. Умоляю вас, братья, всячески берегитесь пьянства и всякого бесчинства".

Святой Златоуст говорит: "Кто весь день проводит в пьянстве и в объедении, тот находится в рабстве у диавола. Если ты молод, то избегай вина, как змея. Если и в гостях придется тебе быть и если даже станут там угощать тебя с заклятием и с поклонами, не обращай никакого внимания на эти заклятия и поклоны. Сатана часто поучает, чтобы принуждали юных пить вино, он хорошо знает, что вино нас отводит от Бога. Разве не знаешь ты, сколько зла происходит от объедения и пьянства? От него и бесчинный смех, и слова непотребные. Или не знаешь, что пьянство есть отец уныния и радость для диавола?"